Кто должен строить социальные объекты

Застройщики заинтересованы в возведении объектов социальной сферы не меньше покупателей жилья. Ведь развитая инфраструктура во много раз увеличивает стоимость жилых и нежилых помещений.

Весомые преимущества

Сейчас в большинстве крупных проектов предусмотрено строительство социальных объектов. Но их возведение – частная инициатива инвесторов.

В целом, застройщики готовы нести нагрузку по строительству социальной инфраструктуры, но в то же время они отмечают ряд моментов, без законодательного урегулирования которых эффективно решить эту проблему вряд ли удастся.

«Заказчиком строительства социальных объектов, таких как школы, детские сады, поликлиники и т.д., выступает, как правило, министерство образования или другой государственный орган, выставляя на торги право проектирования и строительства подобных объектов, – поясняет директор строительной компании «Портал»Игорь Михеев. – Коммерческие структуры здесь выполняют лишь роль подрядчиков, финансируется такое строительство за счет государства. В отдельных случаях застройщик возводит подобные социальные объекты за свой счет, а уже после завершения строительства (или в процессе) государство компенсирует ему затраты. Делается это, как правило, по договоренности между госорганом и застройщиком, осваивающим территорию».

Неинтересно застройщику

В настоящее время возможны два варианта создания социальной инфраструктуры: либо застройщик, осваивая территорию за свой счет, возводит эти объекты сам; либо места, отведенные под них, застройщик обходит, а на этих территориях функции заказчика осуществляет государство. Как правило, имеет место второй вариант.

«В теории у любого застройщика есть полное право построить поликлинику, школу, детский сад, но тогда эти возведенные объекты и будут принадлежать застройщику. Там, конечно, можно организовать частную клинику, детский сад и т.п. Но интересен ли такой бизнес застройщику? Естественно, нет», – комментирует Игорь Михеев.

В числе факторов, затрудняющих строительство объектов социальной сферы, эксперты называют отсутствие четкого механизма государственно-частного взаимодействия и недоработанность норм и правил застройки. В связи с этим многие потенциально интересные для застройки площадки простаивают годами в ожидании уточнения законодательства.

На принципах партнерства

Для крупного девелопера не составляет труда построить здание детского сада. Особенно если осваивается довольно большая площадь земельного участка, а рядом нет таких объектов. Но при этом ни один застройщик не хочет иметь школу на своем балансе. Естественно, что школу следует передать государству и вернуть потраченные деньги. Но механизм передачи пока не отрегулирован.

Например, по словам пресс-секретаря НП «СРО «Самарская гильдия строителей» Андрея Большакова, при реализации проекта комплексной застройки жилья «Новая Самара» были созданы объекты инженерной инфраструктуры. Но для строительства объектов социальной инфраструктуры, дорожной сети у муниципалитета средств нет. И именно система государственно-частного партнерства может позволить привлечь на это деньги.

«Этот механизм позволит нам в кратчайшие сроки построить здания взрослой и детской поликлиник, а также два детских сада и общеобразовательную школу как минимум на 1 000 мест. Проекты этих социальных объектов у нас уже спроектированы и согласованы. Построим мы их быстро. Но до сих пор не решен вопрос с финансированием, – сообщает эксперт. – Мы готовы предоставить под строительство землю, подвести коммуникации, у нас достаточные мощности, но мы не можем за свой счет (и за счет наших дольщиков) строить государственную поликлинику, государственную школу или муниципальный детский сад».

http://vkonline.ru/230949/article/kto-dolzhen-stroit-socialnye-obekty.html