Средневековые заповедники Центральной Азии

ЗаголовокСредневековые заповедники Центральной Азии
Publication TypeConference Paper
Year of Publication2010
AuthorsДробышеа, Ю. И., and Суртупова С. Х.
Conference NameЭкологические последствия биосферных процессов в экотонной зоне Южной Сибири и Центральной Азии
Volume2
Date Published10/2010
PublisherЭлектронный журнал Фонда "Устойчивое Развитие"
Conference LocationУлан-Батор
Abstract

Традиции резервирования земель, которые возникли более двух тысяч лет назад у кочевых народов Центральной Азии, были направлены на достижение двух целей - создание территорий для особого пользования вождями в трудные периоды и выделение зон религиозного назначения.

English Abstract

MEDIEVAL NATURE RESERVES OF CENTRAL ASIA
Yu.I. Drobyshev, S.-Kh.D. Syrtypova
Severtsov Institute of Ecology and Evolution RAS, Moscow, Russia, monexp@mail.ru

Summary
The tradition of reserving the territories in Central Asia may be aged about 2000 or even more years. From the very beginning, the reservations for nomadic society had two reasons ―– to keep the nature for special using by nobility or in an extreme moment and to scarify some spots for religious aims. Anywhere, the tradition of nature reserves (qoriγ/darqan) in Mongolia and Central Asia has an autochthonic character.

URLhttp://fsdejournal.ru/pdf-files/2010_2/5_Final.pdf
Full Text

История создания заповедников в Центральной Азии насчитывает более двух тысячелетий, а, возможно, и существенно больше, и отражает устойчивую традицию, присущую многим тюркским и монгольским народам. А.М. Хазанов ― один из крупнейших специалистов-кочевниковедов, называет заповедники, наряду со священными территориями и культовыми центрами, в числе институтов, имевших широкое распространение в степях Евразии на протяжении многих веков (Хазанов, 2002). Обычно в тюркских языках заповедники обозначаются словом «курук» («гурук»), а в монгольских ― «хориг» («кориг»). Само понятие «курук/хориг», означающее «запрет, табу» по отношению к определенным территориям, и стоящий за ним обычай заповедывания земель, по-видимому, может рассматриваться для Центральной Азии как автохтонный. Как правило, своим происхождением куруки были обязаны правителю государства, которому они и принадлежали.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ