Частно-муниципальное партнерство как фактор устойчивого развития муниципального образования

ЗаголовокЧастно-муниципальное партнерство как фактор устойчивого развития муниципального образования
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2010
AuthorsНикитенко, С. М., Патракова Л. П., and Гоосен Е. В.
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume1
Date Published03/2010
Abstract

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования может быть достигнуто через развитие предпринимательского сектора на основе реализации отдельных целевых программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих занятость населения и пополнение местного бюджета. В обществе уже практически сложилось понимание, что без частно-муниципального партнерства (ЧМП) – различных форм взаимодействия власти и бизнеса - невозможно развитие новой экономики, преодоление современных кризисных явлений и обеспечение долгосрочного устойчивого развития. Главная причина, препятствующая эффективному развитию муниципальных образований на основе инновационного проектного предпринимательства. - это хронический недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, который серьезно ограничивает возможности участия органов местного самоуправления (МСУ) в поддержке предпринимательского сектора, особенно в инновационной сфере. Выходом из этой ситуации может быть объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов МО и бизнеса в рамках совместных коммерческих и некоммерческих структур. Проведенный авторами анализ российского законодательства в области ЧМП и практический опыт реализации проектов показали, что даже в рамках действующих законов можно найти немало интересных механизмов согласования интересов МО и предпринимателей на местном уровне.
Статья опубликована в ж. «Муниципальная власть», 2009, № 2 и 3

English Abstract

Sustainable community social and economic development may be achieved by providing support to the business sector on the basis of targeted programs and investment projects that raise both the local rate of employment and municipal budget revenue. Society has practically become aware that without municipal private partnerships, which are various forms of interaction between government and business, it is impossible to develop the new economy, overcome the current crisis and ensure long-term sustainable development. The main reason hampering functional community development based on innovative entrepreneurship projects is the chronic shortage of municipal funding and of investment resources. This also seriously limits the capacity of local self-government in assisting the business sector, especially in the sphere of innovation. A way out of this situation may be to pool financial, material and other community and business resources under the auspices of joint business and non-profit entities. The authors’ analysis of the current legislation referring to municipal private partnerships and practical experience acquired in the process of project implementation shows that even in this legal environment many effective mechanisms of harmonizing the interests of municipalities and entrepreneurs may be found.

The article was published in the journal Municipal Governance, 2009, Nos. 2, 3

URLhttp://fsdejournal.ru/pdf-files/2010/Nikitenko_03-2010-n2.pdf
Full Text

Введение

Российская некоммерческая организация Фонд «Устойчивое развитие» (ФУР) работает с муниципальными образованиями с 2005 года в рамках пяти крупных программ, которые преследовали одну цель – устойчивое развитие муниципальных образований через финансовое и консультативное содействие решению их экономических, социальных и экологических проблем. Все программы финансировались или софинансировались Агентством США по международному развитию. За четыре года было выполнено 174 проекта в 53 муниципальных образованиях, расположенных в 15 субъектах Российской Федерации (от Смоленской области до Приморского края). По опыту ФУР, использование энерго и ресурсосберегающих технологий реинвестирования сэкономленных средств в другие приоритетные (социальные, экологические или экономические) проекты муниципальных образований при активном участии жителей является одним из новых инструментов и механизмов их развития. Вторая задача – разработка местной администрацией, НКО, бизнес-структурами и общественностью механизмов совместного общественного и частного финансирования развития своих муниципальных образований на принципах консолидации средств и прозрачности принятия решений – способствует построению гражданского общества в России.
В данной статье авторы описывают возможности реализации инновационных проектов для устойчивого развития муниципальных образований в Российской Федерации, опираясь на опыт практического выполнения восьми проектов ФУР в трех муниципальных образованиях Кемеровской области. Особый интерес представляет исследование механизмов создания местных фондов энергосбережения, которые могут дать толчок устойчивому развитию местных сообществ в стране.
ЧАСТНО-МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ