Пути совершенствования университетского эколого-географического образования в условиях Болонского процесса (опыт Центрально-Европейского университета)

ЗаголовокПути совершенствования университетского эколого-географического образования в условиях Болонского процесса (опыт Центрально-Европейского университета)
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2010
AuthorsМнацаканян, Р. А.
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume2
Date Published09/2010
Abstract

В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана “Декларация о Европейском пространстве для высшего образования”. Долгосрочная цель этой программы – «повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования”. Высшее образование в Европе предлагается перевести на трёхуровенную основу: бакалавр - магистр- доктор (PhD). В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию с обязательствами достичь до 2010 года интеграции европейской и российской систем высшего образования в едином образовательном пространстве со взаимным признанием дипломов, учебных достижений и ученых степеней. Автор настоящих строк с 1994 года работает на факультете экологии и экологической политики Центрально-Европейского университета (ЦЕУ) в Будапеште, (а с 2000 года является деканом этого факультета) и анализирует российскую модель университетского образования, а также возможности организации системы образования в России в соответствии с Болонским процессом.

English Abstract

WAYS OF IMPROVING ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION WITHIN THE BOLOGNA PROCESS
(experience of the Central European University)
R.A.Mnatsakanian
Summary
In June 1999, ministers of education of 29 European countries signed the Bologna Declaration on the European Space for Higher Education. The long-term goal of the Bologna process is to create a European area of higher education as a means to reach employability and mobility. Higher education degrees in Europe are being harmonized based on the three-level hierarchy of degrees: Bachelor, Master, Doctor (PhD). In 2003, Russia signed the Bologna Declaration with a commitment to integrate its education system into the European higher education area with a mutual acknowledgement of diplomas, academic achievements and degrees. Since 1994, the author has been with the Department of Environmental Sciences and Policy of the Central European University in Budapest (in 2000 be became its dean). He analyzes the Russian model of university education and also the possibility of modifying the country’s education system in concordance with the Bologna process.

URLhttp://fsdejournal.ru/pdf-files/2010_2/mnatsakanyan-2-2010.pdf
Full Text

Введение

Вхождение в Болонский процесс. Автор настоящих строк с 1994 года работает на факультете экологии и экологической политики Центрально-Европейского университета (ЦЕУ) в Будапеште, (а с 2000 года является деканом этого факультета) и хотел бы поделиться пятнадцатилетним опытом организации образовательного процесса в магистратуре.
В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана “Декларация о Европейском пространстве для высшего образования”. Долгосрочная цель этой программы – «повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования”. Высшее образование в Европе предлагается перевести на трёхуровенную основу: бакалавр - магистр- доктор (PhD) [8].
Как известно, в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию с обязательствами достичь до 2010 года интеграции европейской и российской систем высшего образования в едином образовательном пространстве со взаимным признанием дипломов, учебных достижений и ученых степеней. Теперь встает вопрос, как это сделать в максимально эффективной форме, чтобы нам можно было воспользоваться выгодами Болонского процесса и минимизировать неизбежные издержки.
Большинство инноваций для России касаются организации магистратуры как формы обучения, наименее привычной для российской высшей школы [4,5]. Поэтому целесообразным представляется рассмотреть разнообразные модели магистерской подготовки, которые встречаются в европейском «образовательном пространстве».

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА