Некоторые проблемы перехода к системе управления экологическим состоянием водных объектов на основе НДТ

Заголовок Некоторые проблемы перехода к системе управления экологическим состоянием водных объектов на основе НДТ
Publication Type Journal Article
Year of Publication 2013
Authors Веницианов, Е. В., and Звезденкова Г. А.
Journal Электронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume 7
Date Published 09/2013
Abstract

В статье анализируются особенности реформы системы регулирования качества природных вод – как комплексной проблемы, затрагивающей множество нормативно-правовых актов, требующей поэтому подготовки поправок в ряд законов и НПА или принятие новых законов.

Full Text

Звезденкова Г.А., Веницианов Е.В.

Институт водных проблем РАН, Москва, Россия

 

В связи с вступлением РФ в ВТО особое значение стала приобретать гармонизация экологического законодательства и экологических стандартов в связи с переходом системы регулирования водоотведения принципов на основе технологического нормирования с учетом наилучших доступных технологий (НДТ).

Термин "наилучшие из имеющихся технологий" в соответствии с Директивой № 2008/1/ЕС «означает наиболее эффективную и передовую стадию в развитии производственной деятельности и методов эксплуатации объектов, которые указывают на практическую пригодность определенных технологий в целях создания основы для определения предельных величин выбросов, предназначенных для предотвращения или, если оно практически невозможно, сокращения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом». Далее сообщается, что «термин "технологии" включает в себя как используемые технологии, так и способ, которым объект спроектирован, построен, обслуживается, эксплуатируется и выводится из эксплуатации», а также «термин "имеющиеся технологии" означает технологии, уровень развития которых делает возможным их внедрение в соответствующей отрасли промышленности с учетом экономической и технической целесообразности, а также затрат и выгод, независимо от того, используются и реализуются ли они внутри данного государства-члена ЕС, и которые могут обоснованно считаться приемлемыми и доступными для оператора», а «термин "наилучшие технологии" означает технологии, наиболее эффективные в отношении обеспечения общего высокого уровня защиты окружающей среды в целом».

Технологическое нормирование заключается, следовательно, в учете технико-технологических и эколого-экономических характеристик технологий, отдельных процессов, установок и пр. объекта хозяйственной деятельности, географического расположения, местных особенностей окружающей среды, а также установленных нормативов качества воды водного объекта с обеспечением выполнения  требований по предотвращению и сокращению загрязнений.

При переходе к системе технологического нормирования субъект хозяйственной или иной деятельности должен ориентироваться на установленные законодательством нормы  качества,  санитарно-гигиенические нормативы и нормативы ресурсосбережения.

Нормативы   и   нормативные  документы  в  области  охраны окружающей среды разрабатываются на основе достижимости при использовании НДТ с учетом международных правил и нормативов в области охраны окружающей среды. Они вводятся в действие в порядке, установленном законодательством.

Реформа экологического законодательства в РФ подразумевает переход от нормативов допустимых выбросов/сбросов, выдаваемых субъекту хозяйственной и иной деятельности, исходя из требований к составу выбросов/сбросов, к разрешению на допустимое воздействие на окружающую среду, определяемое комплексным разрешением, которое устанавливается исходя из требований к технологиям производства. Для перехода на  систему  комплексных  разрешений (КЭР), уполномоченный государственный орган организует процесс подготовки и выдачи разрешений, ведение государственного реестра НДТ,  подготовку и распространение национальных отраслевых рекомендательных справочных документов о НДТ.

Уполномоченный государственный орган:

следит за динамикой развития НДТ в результате научно-технического прогресса и развития национальной экономики;

ведет государственный реестр НДТ;

публикует один  раз  в  три-пять лет отраслевые национальные справочные рекомендательные документы о НДТ для различных видов хозяйственной деятельности.

публикует с той же периодичностью реестр образующихся на объектах хозяйственной деятельности выбросов, сбросов, отходов, других негативных воздействий и источников их образования, основанный на данных, предоставленных подведомственными ему органами (отделениями); формирует соответствующие базы данных;

информирует об этом заинтересованные организации, включая субъектов хозяйственной и иной деятельности;

оказывает содействие внедрению НДТ в промышленности.

Для формирования государственного реестра НДТ и создания российских справочников по НДТ подведомственные органы (отделения) Минприроды России должны ежегодно высылать в адрес Российского центра по НДТ имеющиеся сведения о наилучших доступных технологиях, включающие данные об организации – разработчике НДТ, дате и степени промышленного внедрения, данные по технологическому описанию и аппаратурному оснащению, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов, тем самым создавая информационную базу по НДТ по отраслям промышленности, которая в свою очередь станет основой для создания Государственного реестра НДТ, а также репрезентативные данные о предельных величинах выбросов/ сбросов, объемах накопления отходов, других негативных воздействиях, образующихся на объектах, относящихся к видам производственной деятельности, на которую планируется выдача КЭР. В тех случаях, когда нормативы качества окружающей среды являются более высокими по сравнению с теми, которые могут быть достигнуты с использованием НДТ, природоохранное разрешение, выдаваемое на право хозяйственной деятельности на основе НДТ, должно содержать условия по осуществлению дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение соответствия НДТ нормативам качества окружающей среды для данного объекта. Это могут быть системы доочистки выбросов/сбросов, утилизации отходов, создание водооборотных систем и пр.

 

Стратегические подходы к регулированию техногенного воздействия.

 Рассмотрим особенности двух стратегий регулирования качества вод при водоотведении.

Технологии на «конце трубы». Регулирование качества воды в водном объекте путем:

  • установления нормативов допустимых и лимитов сбросов, выдача разрешительных документов на соответствующие воздействия на водный объект;
  • платежей за загрязнение окружающей среды;
  • контроля соблюдения нормативов и лимитов, иных требований;
  • оценки ущерба;
  • установления административных штрафов за несоблюдение требований.

 

Технологическое нормирование. Регулирование качества воды в водном объекте путем:

  • платежей за сверхлимитное загрязнение окружающей среды;
  • освобождения от платы при использовании НСТ;
  • контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду

 

Основные сложности «прямого внедрения» европейских справочников заключаются отсутствии квалифицированных переводов, существенно разного уровня технологий в экономике и отсутствии квалифицированных кадров на местах для перехода к НДТ.

 

Инструменты регулирования, направленные на внедрение НДТ.

Административные инструменты:

  • нормирование на основе НДТ;
  • комплексные разрешения;

Экономические инструменты – стимулирование перехода на НДТ (освобождение от платы за загрязнение, субсидии, дотации).

Информационные ресурсы:

  • национальные стандарты серии «Ресурсосбережение»;
  • Европейские справочники по НДТ (BREF)

 

Отнесение технологий к категории НДТ:

  • использование малоотходных процессов;
  • использование менее опасных веществ (замена веществ, поиск сырья без нежелательных примесей и пр.);
  • стимулированию повторного использования отходов, в том числе, в производственном процессе;
  • успешные результаты апробации в промышленном масштабе;
  • характер воздействия на ОС, объем и состав выбросов/сбросов и отходов;
  • период ввода в эксплуатацию новых или существующих установок (структура отрасли, планы развития);
  • период времени, необходимый для внедрения НДТ (в масштабе отрасли);
  • потребление и природа сырья (включая воду), используемого в процессе, и его энергоэффективность;
  • необходимость предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия
  • выбросов/сбросов на ОС и рисков для нее;
  • необходимость предотвращения аварий и минимизации их последствий для ОС.

 

Отраслевые справочные документы BREF – «вертикальные» (отраслевые)

  1. Крупные сжигающие установки (теплоэлектростанции)
  2. Нефте- и газоперерабатывающие заводы
  3. Производство чугуна и стали
  4. Обработка черных металлов
  5. Производство и обработка цветных металлов
  6. Кузнечное дело и литейное производство
  7. Обработка поверхности металлов и гальванотехника (электрохимические покрытия).
  8. Производство цемента и извести
  9. Производство стекла
  10. Производство керамических изделий
  11. Крупнотоннажное производство органических химических веществ
  12. Тонкий органический синтез
  13. Производство полимеров
  14. Производство хлора и щелочей
  15. Крупнотоннажное производство аммиака, неорганических кислот и удобрений
  16. Крупнотоннажное производство твердых неорганических веществ (солей, оксидов) и др.
  17. Специальные вещества (средства защиты растений, фармацевтические средства, взрывчатые вещества и др.)
  18. Целлюлозно-бумажная промышленность;
  19. Текстильная промышленность
  20. Дубление шкур и кожи
  21. Скотобойни и побочные продукты животного происхождения
  22. Производство продуктов питания, напитков и молока
  23. Интенсивное животноводство
  24. Обработка поверхностей органическими растворителями
  25. Переработка отходов (предприятия по переработке отходов)
  26. Сжигание отходов

 

«Горизонтальные» справочные документы

  1. Очистка производственных сточных вод и отходящих газов и системы менеджмента в химической промышленности
  2. Управление отходами и пустыми породами горнорудной деятельности
  3. Системы охлаждения (промышленные)
  4. Выбросы и сбросы (вредных веществ при хранении сыпучих и опасных материалов)
  5. Общие принципы мониторинга
  6. Экономические аспекты и вопросы воздействия на различные компоненты окружающей среды
  7. Энергоэффективность (эффективное использование энергии).

 

Наилучшие доступные технологии в России: направления развития

Приоритетные задачи:

  • повышение ресурсо-и энергоэффективности экономики,
  • модернизация промышленности (в отраслевом и региональном разрезе),
  • сокращение негативного воздействия на ОС,
  • выдача природоохранных разрешений на основе НДТ (подход применим к крупным предприятиям),
  • составление реестров, атласов, введение лицензирования поставщиков НДТ и пр.
  • анализ доступных Справочных документов,
  • сравнительный анализ результативности предприятий региона (по отраслям),
  • разработка краткой версии Справочного документа для обсуждения со специалистами,
  • результативность.

 

Технологические и технические решения:

оценка потенциала повышения энергетической и экологической результативности,

разработка Справочных документов для приоритетных отраслей / видов деятельности

 

Подходы к разработке Справочных документов по НДТ

1. Определение отраслевых приоритетов.

2. Обеспечение обмена информацией.

3. Сравнительный анализ технологий.

4. Отнесение технологий к НДТ.

5. Определение временных и экономических характеристик внедрения НДТ.

6.Подготовка кадров.

5.Масштабная информационная кампания.

6.Лоббирование. [2,3]

 

Распределение функций между Федеральным и Региональными центрами по НДТ.

Федеральный центр по наилучшим доступным технологиям.

  • отслеживание динамики развития НДТ в результате научно-технического прогресса;
  • ведение государственного реестра НДТ – разработка и публикация отраслевых и горизонтальных национальных справочников по НДТ (1 раз в три-пять лет);
  • координация информационного обеспечения в области НДТ (совместно с Минприроды России), включая ведение региональных реестров НДТ, в субъектах Российской Федерации;
  • согласование сформированного государственного реестра НДТ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представление в Минприроды России и в Правительство Российской Федерации на утверждение;
  • согласование сформированного государственного реестра НДТ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представление в Минприроды России и в Правительство Российской Федерации на утверждение;
  • доведение до сведения региональных органов власти и других заинтересованных сторон;
  • оказание информационного содействия внедрению НДТ;
  • публикация национальных и региональных реестров НДТ;
  • осуществление международной деятельности в области информационного обмена о НДТ (в том числе, с Европейским Бюро в Севилье).

 

Региональный центр по наилучшим доступным технологиям

  • отслеживание динамики развития НДТ на уровне региона и предоставление информации в ФЦ;
  • сбор, обработка и предоставление информации в регионе для ведения государственного реестра НДТ (ведение региональных реестров НДТ);
  • участие в согласовании государственного реестра НДТ;
  • доведение до сведения заинтересованных организаций, включая хозяйствующих субъектов, занятых в различных отраслях промышленности региона;
  • формирование унифицированных баз данных, принятых для формирования государственного реестра НДТ и содержащих информацию об организации-разработчике наилучшей доступной технологии, дате и степени промышленного внедрения, технологическом описании и аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов;
  • формирование рабочих групп для разработки и обновления региональных реестров НДТ;
  • осуществление взаимодействия с Федеральным центром по НДТ;
  • выдача КЭР. [4].

-          соблюдения нормативов и лимитов, иных требований;

-          оценки ущерба;

-          установления административных штрафов за несоблюдение требований.

 

Технологическое нормирование.

 

Регулирование качества воды в водном объекте путем:

-          платежей за сверхлимитное загрязнение окружающей среды;

освобождения от Стратегические подходы к регулированию техногенного воздействия.

 Рассмотрим особенности двух стратегий регулирования качества вод при водоотведении.

Технологии на «конце трубы». Регулирование качества воды в водном объекте путем:

-          установления нормативов допустимых и лимитов сбросов, выдача разрешительных документов на соответствующие воздействия на водный объект;

-          платежей за загрязнение окружающей среды;

-          контроля платы при использовании НСТ;

-          контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду

 

Основные сложности «прямого внедрения» европейских справочников заключаются отсутствии квалифицированных переводов, существенно разного уровня технологий в экономике и отсутствии квалифицированных кадров на местах для перехода к НДТ.

«Нетехнологические» проблемы перехода к технологическому нормированию

Для России, кроме слабости законодательно-нормативной базы в области охраны вод, а также укоренившейся привычки водопользователей обходить действующую нормативную базу (чему в немалой степени способствуют ее несовершенство и характерная черта экономики – действия по договоренности, не регламентируемые нормативами),  существуют еще три существенные проблемы.

Во-первых, общее небрежение хозяйствующих субъектов и контролирующих органов к существу дела: заботе о снижении нагрузки на окружающую среду. Как уже неоднократно подчеркивалось, действующая нормативная база (НДВ, НДС, ПДК) оторваны от основной функции – снижение нагрузки на водные объекты. В самом деле, известно, что значительная, часто и основная часть антропогенной нагрузки, связана с неконтролируемым (распределенным и сосредоточенным) поступлением загрязняющих веществ в водные объекты. Однако эта часть находится вне сферы регулирования. Это наглядно подтвердилось темпом снижения содержания загрязняющих веществ в водных объектах Волжского бассейна, который оказался намного меньше, чем темп снижения нагрузки от контролируемых источников. Следовательно, переход на технологическое нормирование не решит в полной мере проблемы качества вод в бассейнах с высоким уровнем неконтролируемой нагрузки.

Во-вторых, несовершенство самой системы использования нормативов качества  как критериев нагрузки на водные объекты. Сами по себе нормативы ПДК для водных объектов вполне обоснованы целеполаганием их установления. ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения и использования водного объекта для культурно-бытовых целей [5] – это «максимальная концентрация вещества в воде, которая при поступлении в организм в течение всей жизни не должна оказывать прямого или опосредованного влияния на здоровье населения и настоящем и последующем поколениях, в том числе в отдаленные сроки жизни, а также не ухудшать гигиенические условия водопользования».

И два важных замечания в этом документе:

«Гигиенические ПДК не могут быть заменены ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения или какими-либо другими нормативами».

«Лимитирующий показатель вредности учитывается при одновременном содержании нескольких веществ в воде. В случае присутствия в воде водных объектов двух или более веществ 1-го или 2-го классов опасности, характеризующихся однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенным, сумма отношений концентраций каждого из них (С1,С2... Сn) к соответствующим ПДК не должна превышать единицу:

Описание: http://snipov.net/snip/41/41363/x006.gif

где С1, ..., Сn – концентрации n веществ, обнаруживаемые в воде водного объекта; ПДК1, ..., ПДКn – ПДК тех же веществ».

Поскольку многие водные объекты используются для питьевого водоснабжения и для культурно-бытовых целей, а также являются по определению (см. ниже) водными объектами рыбохозяйственного значения мы попадаем в неразрешимую дилемму: какими нормативами качества воды следует пользоваться (при том, что значения ПДК в разных системах сильно различаются).

Аддитивная формула, приведенная выше ставит нас перед другой неразрешимой правовой дилеммой: число веществ 1-го или 2-го классов опасности велико. Увеличивая перечень нормируемых веществ (ГН 2.1.5.1315-03 это число не ограничивает) мы можем для одного набора веществ выполнить неравенство, а для расширенного набора – нарушить. Норма содержит произвол, приводящий к противоречивым выводам.   

С другой стороны, Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" устанавливает ПДК и ОБУВ для  водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым «относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Формула «используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов» означает, что практически любому водному объекту в целях регулирования качества может быть вменено использование  ПДКрыбхоз.

Если использовать для оценки качества воды обе эти системы, то практически нет водных объектов, которые либо целиком, либо в некоторых частях удовлетворяли нормативным требованиям.   

Поэтому использование этих систем ПДК в качестве норматива-регулятора состава сточных вод, как это предусмотрено действующей системой (НДС, НДВ), строго в соответствии с правовыми нормами,  невозможно.

Предложения вводить новые системы (типа экологических ПДК) для целей регулирования также бесперспективно, поскольку характеристики «экологического благополучия» для каждого водного объекта – разные и они не имеют строго фиксированных значений.

Ориентация на комплексные показатели (по существу интегральные, усредняющие индивидуальные показатели нескольких компонентов) также не соответствует требованиям технологического нормирования, поскольку регулирование ориентируется на индивидуальные компоненты, участвующие в технологическом процессе, а также на количественные методы измерения, ориентирующиеся на индивидуальные вещества.

Выход подсказан статьей 24, п.1, пп.10 Водного кодекса Российской Федерации об установлении «порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах».

Однако до сих пор в России не существует этого «установленного порядка». Использование в качестве реперного уровня состава воды фонового содержания веществ, когда учитывается природный фон плюс антропогенная нагрузка в створе, расположенном выше створа, где осуществляется сброс сточных вод, также является паллиативным решением, так как этот показатель никак не связан с оценкой состояния водного объекта, хотя он может характеризовать уровень дополнительной нагрузки на водный объект, которую оказывает сброс сточных вод.   

Использование природного фона также неприемлемо, так как в водном объекте происходят внутриводоемные химические, физико-химические и гидробиологические процессы, которые с большей или меньшей интенсивностью изменяют состав природной воды как в сторону улучшения качества (так называемое «самоочищение»), так и его ухудшению, например, вследствие эвтрофикации.

Таким образом, проблема разработки «целевых показателей качества воды» (ЦПКВ) остается открытой, но она принципиально важна для успешного введения принципа технологического нормирования.

ЦПКВ не могут напрямую ориентироваться ПДК и нормативные документы, их устанавливающие (упомянутые выше ГН 2.1.5.1315-03 и Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20). Следовательно, при переходе к технологическому нормированию подлежат корректировке эти и ряд других НПА.

В-третьих, при оценке качества необходимо учитывать стохастический характер показателей качества. Известно, что при наличии рядов измерений концентраций веществ в водных объектах наблюдается более или менее значительный разброс данных. На этот разброс влияет множество факторов: сезонность, гидрологический режим, погодные условия при измерении, колебания концентраций при сбросах и пр. Поэтому необходимо иметь статистические характеристики нормируемых показателей. Строго говоря, введение в норматив фиксированного показателя некорректно. Измеряемый показатель всегда имеет стохастическую природу. В действующей нормативной базе пренебрежение этим обстоятельством приводит к такой норме: расчет производится на расход воды в водотоке для минимального среднемесячного значения года 95-процентной обеспеченности. Казалось бы, если устанавливаются нормативы для показателей, имеющих стохастическую природу, должны использоваться, как и в гидрологии, показатели обеспеченности. Например, в качестве норматива для концентрации используется величина 95-процентной обеспеченности.    

Заметим, что такой подход соответствует общемировой тенденции. Всё более распространённым является достаточно развитый, «вероятностный» подход, развиваемый EPA (Управлением по охране окружающей среды США) с начала 1980-х годов.

В этой концепции («Оценка риска») учтена возможность совместного действия разных факторов, причём их весовые коэффициенты могут меняться, в зависимости от симбатности (мера схожести зависимостей в математическом анализе) или аддитивности этих факторов. Такой подход исключает использование жёстко фиксированных ПДК, заменяя их специальными исследованиями оценки риска, более обоснованными и информативными.

Очевидно, что уровни ПДК одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды.

Таким образом, мы приходим к необходимости существенного обновления всей нормативно-правовой и методической базы при переходе к технологическому регулированию качества вод.

 

Существенно отметить, что эколого-экономический подход диктует необходимость оценки «цены», которую должны заплатить водопользователи при установлении тех или иных ЦПКВ для соответствующих водохозяйственныъх участков.

По существу возникает следующая оптимизационная проблема. 

Если существуют нормативы водоотведения, то предприятие будет минимизировать свои затраты на обеспечение качества сточных вод. Затраты слагаются из капитальных затрат на внедрение НДТ (капитальные) и текущие, а также платежей. Если предприятие укладывается в нормативы качества, оно не платит совсем. Исходя из этого варианта, предприятие будет находить именно такую технологию. Здесь следует отметить, что маловероятной представляется ситуация, когда состав сточной воды по всем показателям будет в точности соответствовать нормативам. Состав сточных вод, как правило, является многокомпонентным, и предприятие будет искать такую технологию, которая обеспечит нормативное качество по лимитирующему показателю. По остальным показателям выполнение нормативов будет с «запасом», что понятно, не вполне выгодно предприятию. Можно добиваться нормативного качества, вводя стадию доочистки сточных вод, а также используя, если возможно, оборотные системы, экономя таким образом на водозаборе или использовании воды из водопровода. Возникает непростая оптимизационная задача по выбору технологий, включая дополнительные стадии (доочистка, создание водооборота и пр.) а следовательно, дополнительные затраты. Фактически эта задача дискретной оптимизации [6]. Формулировка должна включать приведенные затраты при использовании альтернативных технологий из перечня НДТ, матрицу состава сточных вод при этих технологиях, а также затраты на штрафы (платежи) при нарушении нормативов качества.

Можно сформулировать вторую задачу оптимизации системы водоохранных мероприятий для водохозяйственного участка.

 

Выбор системы водоохранных мероприятий с учетом эколого-экономических требований. Математически постановка задачи оптимизации при выборе водоохранных мероприятий достаточно проста [7]: требуется выбрать такой комплекс мероприятий, при котором сумма приведенных затрат при строительстве или реконструкции водоохранного сооружения или проведенного мероприятия, равная сумме приведенных эксплуатационных и капитальных затрат, стремится к минимуму.

Постановка задачи. Рассматривается водохозяйственный участок, на котором расположено N предприятий (i = 1…N). Сбрасывается в водный объект М загрязняющих веществ (j = 1…M) массой qij.

Очистка единицы массы j-го вещества на i-том предприятии стоит (по сумме приведенных затрат) aij. Если очищается часть bij (bij<1) общей массы сброса, то стоимость очистки сброса на i-том предприятии будет равна:

Si = S aij qij bij        (сумма по j = 1M).

При этом будет удалено из сточных вод по всему водохозяйственному участку следующие массы каждого ЗВ:

Qj = S qij bij                (сумма по i = 1N).

где j = 1M. Задача оптимизации заключается в следующем: задаются уровни снижения загрязнения по группам веществ Qj. Необходимо установить минимальные затраты на очистку по предприятиям данного участка, т.е. достичь минимума суммы затрат

SS Si ®min(сумма по i = 1…N).

Если заданы нормативы качества Кj (это ЦПКВ для j-го вещества), то уровень снижения массы загрязнений на данном участке будет равен:

Qj = Qj0 SКjR                                                               (1)

где  Qj0 – масса j-го загрязняющего нормируемого вещества в настоящий момент в расчете на год, R – нормативный расход воды в водотоке, м3/год. Сумма в (1) равна нормативной годовой массе j-го загрязняющего нормируемого вещества.

Представленная постановка не предусмотрена в проекте закона ТНОС [8], хотя подобная постановка может уменьшить совокупные затраты предприятий, если нормативы качества будут отнесены не к составу сточной воды каждого предприятия, а к составу воды  в контрольном створе водохозяйственного участка.

Такая возможность предусмотрена в п.8 ст. 9 Директивы N 2008/1/ЕС [1]: «Без ущерба обязательству привести процедуру выдачи разрешений в соответствие с настоящей Директивой, государства-члены ЕС могут устанавливать определенные требования для определенных категорий объектов в виде общих обязательных правил вместо того, чтобы включать их в индивидуальные разрешения, при условии обеспечения комплексного подхода и соответствующего высокого уровня защиты окружающей среды в целом».

Очевидно, такое право следует предоставить и в разрабатываемых НПА.

Основной вывод: реформа системы регулирования качества природных вод – комплексная проблема, затрагивающая множество нормативно-правовых актов, требующая поэтому подготовки поправок в ряд законов и НПА или принятие новых.   

 

Список литературы

  1. Базовая Директива 96/61/ЕС Cправочный документ по наилучшим доступным

технологиям. Директива 96/61/ЕС «О комплексном предупреждении и контроле загрязнения» BREF Economic & Cross Media Effects, 1996;

  • Программа сотрудничества ЕС – Россия. Гармонизация Экологических Стандартов II (ГЭС II). Заключительный отчет – Блок ОВОС. Москва, апрель 2008 года;
  • Национальная стратегия гармонизации экологических стандартов 2010-2025 гг;
  • Проданова Н.А. Региональные центры по НДТ как ключевые звенья механизма управления социо-природохозяйственными системами (СПХС), 2005;
  • Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Минздрав РФ. 2003;
  1. Ковалев М.М.Дискретная оптимизация: Целочисленное программирование. Изд.3. 2011. 192 с.;
  2. Пряжинская В.Г., Ярошевский Д.М., Левит-Гуревич Л.К. Компьютерное моделирование в управлении водными ресурсами. М.: Физматлит. 2002.–496 с.;
  1. Закон  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (ТНОС) (№ 584587).