Современные задачи развития природопользования и технологического нормирования в энергетической сфере

ЗаголовокСовременные задачи развития природопользования и технологического нормирования в энергетической сфере
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2013
AuthorsЗвезденкова, Г. А.
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume7
Date Published09/2013
Abstract

Раскрывается двухуровневая структура эколого-экономического механизма развития энергетики. Приводится сравнительный анализ механизмов, направленных на снижение уровня негативного воздействия на окружающую природную среду, и краткая характеристика их основных классов. Анализируются особенности современного этапа развития природопользования и технологического нормирования в сфере энергетики, заключающиеся в разработке критериев отнесения технологий к категории «наилучших доступных технологий» и обосновании выбора и норм использования таких технологий.

Full Text

Звезденкова Г.А.,

старший инженер, аспирант ИВП РАН

Концепция устойчивого развития предполагает определенные ограничения в области природных ресурсов, и ограничения связаны с современным уровнем технологий, социальной организацией, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Переход к устойчивому развитию потребует усиления экологических приоритетов в государственной политике, эколого-сбалансированной реструктуризации экономики, преодоления сырьевой ориентации экономики России, а также  поддержки инновационных преобразований.

Необходимость учета экологических требований при принятии решений о социально-экономическом развитии вытекает из ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды [1]. Экологические требования в Российской Федерации обозначены в федеральном законе «Об экологической экспертизе» и сводятся к необходимости проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов электроэнергетики. Фундаментальной задачей управления объектами тепловой энергетики на современном этапе является внедрение в механизм принятия управленческих решений научных представлений, нацеленных на обеспечение экологической безопасности.

В основу механизма принятия управленческого решения должны быть положены принципы геоэкологической ситуации на территории, а также  взаимозависимость элементов – «природа, общество, экономика», позволяющие соотносить в каждом конкретном случае экологические факторы воздействия на окружающую среду с потенциальными социальными и экономическими последствиями намечаемой деятельности. Такой подход, обеспечит комплексность и объективность принимаемых решений в управленческой сфере.

Структура эколого-экономического механизма развития энергетики является двухуровневой. На верхнем уро­вне находится орган государственной власти, на нижнем хозяйствующие субъекты – энергетические объекты, деятельность которых несет в себе потенциальную угрозу экологической безопасности.

Управляющие органы заинтересованы как в экономических достижениях энергетических предприятий, так и в обеспечении требуемого уровня безопасности (или минимизации до требуемых границ уровня риска ПДК, ПДВ). Их возможности за­ключаются в установлении условий деятельности предприятий. На качественном уровне задача управляющих органов заключается в выборе та­ких условий деятельности предприятий, которые побуждали бы последних выбирать действия, приводящие к наиболее выгодным для управляющих органов результатам. С точки зрения задач управления, специфика реализации эколого-экономического механизма функционирования предприятий тепловой энергетики заключается в следующем: результаты деятельности управляемых субъектов многоаспектны, так как имеются, как минимум, две составляющих результатов: экономическая и экологическая; интересы различных управляющих органов могут не только не совпадать с интересами предприятий, но и противоречить друг другу; затраты на регулярное получение достоверной и полной информации достаточно велики; существенными, а во многом и решающими, являются институциональные ограничения (нормативно-правовая база) деятельности предприятий и их взаимодействия с управляющими органами.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области разработки и применения организационных и экономических механизмов управления эколого-экономическими системами показывает, что существует достаточно большое число механизмов, направленных на снижение уровня негативного воздействия на окружающую  природную среду [2].

Все эти механизмы можно разделить на несколько групп. Каждая группа включает в себя механизмы, имеющие общие принципиальные особенности и отличающиеся друг от друга лишь некоторы­ми модификациями.

Краткая  характеристика основных классов механизмов. Механизмы экономической ответственности: включающие в себя  систему стандартов (норм, нормативов, квот), отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям (от штрафов до остановки производства, запрещения строительства и др.). Соответствующие стандарты касаются, в первую очередь, применяемых технологий производства (или строительства), организационно-технических мер по обеспечению безопасности производства, ограничений на предельно допустимые концентрации, выбросы или сбросы. К этой же группе механизмов целесообразно отнести механизмы экспертизы (проектов, предприятий), в которых оценка уровня безопасности (риска) производится экспертной комиссией, и экономическая ответственность определяется в зависимости от результатов экспертизы.

Важный класс составляют механизмы возмещения ущерба, в которых экономическая ответственность прямо связана с величиной ущерба от возникновения чрезвычайной ситуации. К механизмам экономической ответственности относятся механизмы штрафов, механизмы платы за риск и механизмы аудита.

Механизмы стимулирования снижения уровня риска включают льготное налогообложение, а также льготное кредитование мероприятий по повышению уровня безопасности (снижения риска) [3]. К ним  относятся механизмы финансирования снижения уровня риска, механизмы компенсации затрат на снижение уровня риска, механизмы снижения ожидаемого ущерба, механизмы экономической мотивации и отчасти механизмы согласования интересов органов управления.
К механизмам резервирования на случай чрезвычайных ситуаций относятся механизмы образования резервов трудовых ресурсов (пожарные, спасатели и др.) и материальных ресурсов (запасы продовольствия, сырья, медикаментов, транспорт и др.). Они направлены на создание условий для скорейшей ликвидации чрезвычайной ситуации и уменьшения потерь от нее [4].  

Фундаментальной задачей управления объектами энергетики на современном этапе является внедрение в механизм принятия управленческих решений научных представлений, нацеленных на обеспечение экологической безопасности. Актуальной задачей современного этапа развития природопользования и технологического нормирования в сфере энергетики является разработка критериев отнесения технологий к категории «наилучших доступных технологий», обоснование выбора и норм использования  таких технологий. Рассмотрим подробнее практику «наилучшая доступная технология» в том виде, как она применима в странах Европейского союза (ЕС).
В праве Европейского союза термин «наилучшая доступная технология» (best available techniques – ВАТ) в настоящее время используется в Директиве Совета Европейского союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (Integrated pollution prevention and control – IPPC) (далее – Директива).
В развитие Директивы в ЕС были разработаны и утверждены отраслевые справочники наилучших существующих технологий (Best Avaliable Techniques REFerences – BREF).
Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода к контролю за загрязнением, который состоит в предотвращении выбросов в атмосферу, водную среду или почву там, где это практически возможно, с учетом реутилизации отходов, а там, где это невозможно, – в сокращении таких выбросов для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды в целом. Директива устанавливает общие принципы комплексного предотвращения и контроля загрязнения; она определяет меры, необходимые для его осуществления.

В п. 17 Директивы говорится, что «предельные величины и параметры выбросов или соответствующие им меры технического характера должны определяться на основе наилучших существующих технологий, без предписания использовать одну определенную технологию или метод и с учетом технических характеристик соответствующего объекта, его географического расположения и местных условий окружающей среды; во всех случаях условиями выдачи разрешения будут установлены требования по сокращению загрязнений, распространяющихся на большие территории, и трансграничных загрязнений и обеспечению высокого уровня охраны окружающей среды в целом».

Согласно ст. 2 Директивы под «наилучшими доступными технологиями» понимается наиболее эффективная и передовая стадия в развитии производственной деятельности и методах эксплуатации объектов, которые указывают на практическую пригодность определенных технологий для создания основы для определения предельных величин выбросов, предназначенных для предотвращения или, если оно практически невозможно, сокращения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом. Понятие «технологии» включают в себя как используемые технологии, так и способ, которым объект спроектирован, построен, обслуживается, эксплуатируется и выводится из эксплуатации. Под доступными технологиями понимаются технологии, уровень развития которых делает возможным их внедрение в соответствующей отрасли промышленности с учетом экономической и технической целесообразности, а также затрат и выгод, независимо от того, используются и реализуются ли они внутри данного государства-члена, и если они могут обоснованно считаться приемлемыми и доступными для оператора. Под наилучшими технологиями понимаются технологии, наиболее эффективные в отношении обеспечения общего высокого уровня охраны окружающей среды в целом.

При определении наилучших доступных технологий особое внимание следует уделять соображениям, о которых говорится в приложении IV Директивы: учет возможных затрат и выгод, а также принципов предосторожности и предотвращения.

Это «использование малоотходной технологии; использование менее вредных веществ; стимулирование регенерации и рециркуляции веществ, производимых и используемых при данном технологическом процессе, и отходов, где это возможно; наличие сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были с успехом апробированы на промышленном уровне; технический прогресс и развитие научных знаний и концепций; характер, воздействие и объем выбросов; дата ввода в действие новых или существующих объектов; период времени, необходимый для внедрения наилучших существующих технологий; потребление и характер сырья (включая воду), используемого в технологическом процессе, и эффективность энергопотребления; необходимость предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия выбросов на окружающую среду и опасностей, которым она подвергается; необходимость предотвращения аварий и сведения к минимуму их последствий для окружающей среды».

Для помощи лицензирующим органам и компаниям в определении наилучших доступных технологий Комиссия организует обмен информацией между государствами-членами и соответствующими отраслями промышленности и экологическими организациями о лучших из имеющихся технологий, применяемых при их использовании методах контроля за выбросами, а также их развитии. Результаты обмена информацией публикуются Комиссией один раз в три года. В результате такого обмена информацией Комиссией принимаются и публикуются Справочные документы по наилучшим существующим Технологиям (ВАТ Reference Documents (BREFs)). В настоящее время Европейской комиссией справочные документы по наилучшим доступным технологиям утверждены для 18 отраслей промышленности. Это, например, производство систем охлаждения, стекольная промышленность, черная и цветная металлургия, кузнечное производство, обработка металлов и пластмасс, производство цемента и извести, сжигание отходов, мясомолочная промышленность, крупные энергетические установки и другие.Уполномоченные государственные органы стран – членов ЕС при выдаче предприятиям разрешений на производственную деятельность, в которых указываются величины предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ), производимых данным предприятием в различные компоненты окружающей среды, при установлении величины этих ПДВ должны основываться на наилучших доступных технологиях в данной отрасли. Это напрямую стимулирует к использованию наилучших доступных технологий: обязанность применения наилучших доступных технологий мотивирует предприятия к получению разрешений с наиболее строгими показателями вредных веществ, поскольку это приводит к наибольшей экономической выгоде. Таким образом, в Западной Европе «экологически чистые технологии», называемые «наилучшими доступными технологиями», эффективно внедряются во всех отраслях промышленности уже более 10 лет.

Поскольку принцип НДТ основан на постепенном ужесточении требований к уровню воздействия на окружающую среду, следствием применения этого принципа в природоохранной практике является постепенное улучшения экологического состояния водных объектов, состояния атмосферного воздуха, повышение энергоэффективности экономики в целом и самой энергетики, в частности.

Список литературы

1. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. СЗ РФ. – 2002, № 2. - Ст. 133.
2. Бурков В. Н., Новиков Д. А., Щепкин А. В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. – М.: Физматлит, 2008. – С. 72.
3. Бурков В. Н., Грацианский Е. В., Дзюбко С. И., Щепкин А. В. Модели и механизмы управления безопасностью. – М.: Синтез, 2001. – С.
4. Гилев С. Е., Леонтьев С. В., Новиков Д. А. Распределенные системы принятия решений в управлении региональным развитием. – М.: ИПУ РАН, 2002. –  С. 23.