Экономические и нормативно- правовые вопросы в области обращения с муниципальными отходами

ЗаголовокЭкономические и нормативно- правовые вопросы в области обращения с муниципальными отходами
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2013
AuthorsСереда, Т. Г.
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume8
Date Published07/2014
Abstract

В данной статье анализ влияния хранилищ отходов на природную среду проводится с учетом их особенностей в условиях современной России и опыта Германии, которые включающих в себя следующие массивы элементов: П – «природа», Т – «техника», О – «отходы» (ПТО). Выделены типы неопределенностей (природной среды; неопределенность, связанная с другими лицами; неопределенность целей) и выявлены 3 критерия при решении многокритериальных задач принятия решений в системах ПТО: экономические, эколого-технологические и ресурсные критерии. рассмотрены документы в Российском законодательстве в области охраны окружающей среды, нормативно-правовые документы (ГОСТ, СанПиН, СНиП, Инструкции) в области обращения с отходами. Представлены различия в области обращения с отходами в законодательстве Германии и России. Проведена оценка технико-экономических показателей типовых объектов по производству электроэнергии и добычи биогаза ТБО.

Full Text

Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки бытовых (муниципальных) и промышленных отходов. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн или 28,6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов

На территории РФ в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, а также на полигонах, свалках и других объектах, накоплено свыше 1,9 млрд т опасных отходов. Отмечается постоянный рост количества образующихся в стране отходов. В связи с нехваткой полигонов для складирования и захоронения отходов распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированных свалках), что представляет большую опасность для окружающей среды, выделяющимся  биогазом (свалочным газом), и фильтратом, являющимся опасным источником долговременного загрязнения биосферы.

В данной статье анализ влияния хранилищ отходов на природную среду проводится с  учетом их особенностей в условиях современной России и опыта Германии, которые включающих в себя следующие массивы элементов: П – «природа», Т – «техника», О – «отходы» (ПТО) [5, 6, 14]. Основным отличием полигонов ТБО от свалки является наличие технических устройств, позволяющих  рационально использовать природные ресурсы и более эффективно осуществлять преобразование и передачу энергии.

При принятии решений на объектах хранения отходов реализуется цель – поддержание объектов хранения отходов, как системы утилизации отходов, в безопасном состоянии. Наряду с определением цели важным является генерирование альтернатив и нахождение множества альтернатив, на основании которых предстоит осуществить выбор. В данных системах можно выделить три типа неопределенностей:

1. Неопределенности природной среды (температура и влажность атмосферного воздуха, роза и скорость ветров, количество атмосферных осадков и испарений и т.п.);

2. Неопределенности, связанные с другими лицами (действия контролирующих органов, изменения в морфологическом составе отходов, изменения в экономических или законодательных документах по обращению с отходами и т.п.). Данные неопределенности зависят от партнеров, конкурентов, социально-экономических потребностей населения и других лиц;

3.  Неопределенности целей, когда при принятии решений формулируется несколько целей.

В этом случае переходят  к многокритериальной задаче выбора.При решении задач выбора наиболее распространенным является критериальный подход. При рассмотрении системы хранения отходов, как детерминированной системы, среди множества критериев или параметров оптимизации выделены экономические, эколого-технологические и ресурсные критерии.

К экономическим показателям (критериям) относится:

– плата за ущерб наносимый эмиссионными потоками с объекта хранения отходов окружающей среде;

– предотвращенный экологический ущерб;

– себестоимость и рентабельность технических средств и инженерных сооружений.

К эколого-технологическим показателям относится: производительность, надежность, долговечность технических средств в системе захоронения отходов, качество эмиссионных продуктов (рН, концентрация, влажность) на выходе из системы захоронения отходов, их количество, состав и количество подаваемых технологических продуктов (рециркулируемый фильтрат, реагентов, воды, воздуха и т.п.) на входе [8, 13].

К ресурсным показателям относятся: характер, продолжительность отчуждения земель, снижение инвестиционной привлекательности, занятых под полигоны отходов и прилегающих к ним территорий, невозможность полноценного использования природных ресурсов в системе захоронения отходов в течение длительного периода после их рекультивации.

Эколого-технологический критерий учитывается при выборе стратегии управления и принятия решений по минимизации экологической нагрузки на окружающую среду в каждой стадии жизненного цикла полигона отходов за счет внедрения управляющих технологий; ресурсный – определяет стратегию уменьшения рекультивационного и пострекультивационного периодов и возврата отчужденных земель под полигон отходов в народное хозяйство; экономический – учитывает оптимизацию затрат на строительство, мониторинг и управление системой захоронения отходов.

 Все критерии должны основываться на законодательных и нормативных актах.

Основным документом в российском законодательстве в области охраны окружающей природной среды, и в том числе относящиеся к области обращения с отходами, были закон РСФСР «Об охране природной окружающей среды» (1991 г.), в котором впервые в российском законодательстве было предусмотрено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по её охране. В 1993 году это право было реализовано в Конституции РФ в виде права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды [11]. В РФ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Также согласно ст.29 Конституции РФ граждане  имеют право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом». Право граждан «требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по её охране» содержится в ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» (ст.12) [12]. Информирование граждан, их объединений и юридических лиц РФ осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок [11].

На муниципальном уровне в сфере охраны окружающей среды в Пермском крае можно отметить такие правовые акты, как «Правила обращения с отходами на территории города Перми", Закон  «О природном наследии Пермской области», Нормативные  акты  губернатора  Пермской  области: "Об общественном экологическом контроле".

Несмотря на то, что Законодательство РФ посвящено многим вопросам охраны природной среды, нормативная база в Российской Федерации в области обращения с отходами до сих пор не имеет единую терминологию. Так в Федеральном законе от 10.01.2002 (в ред. от 14.03.2009 №32-ФЗ) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в Федеральном законе от 24.06.1998 (ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие «твердые бытовые отходы» не введено.

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», (приложение 3, п. 3.2) под твердыми бытовыми отходами  (ТБО) – понимают отходы потребления от домовладений.

В действующей «Инструкции по проектированию, эксплуатации  и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» [3] и введенной Постановлением Минстроя России от 05.11.1996, указано, что: «К твердым бытовым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовление пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковка, смет с дворовых территорий, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие».

Однако на городские свалки кроме отходов образующихся от этой хозяйственной деятельности городского населения также вывозятся и отходы от административно-бытовых, социальных, культурных, образовательных и других учреждений.

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»: «отходы потребления: – это  остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Таким образом к отходам потребления можно отнести твердые, порошкообразные и пастообразные отходы, образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей. В последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях,  школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто также используется термин «муниципальные отходы».

В целом, в РФ около 50 законопроектов, посланий, приказов, регламентирующих обращение с отходами. Но во всех этих документах, за исключением некоторых эти требования установлены очень фрагментарно [8].

В таблице 1 представлены основные определения понятий подпадающих под определение полигон  ТБО (Костылева Н.В., 2009) [8].

 


Таблица 1 – Наиболее распространенные нормативно-правовые

документы, посвященные вопросам обращения с отходами [8]

 

Документ

Понятие

Определение

Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации ТБО,

1996 г., Постановление Минстроя России от 05.11.1996

Полигоны

 

комплексы природоохранительных сооружений, предназначенные для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов

СП 2.1.7.1038-01

Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов

30.05.2001 г.

Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО)

являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов

СП 2.1.7.722-98

Гигиенические требования к устройству и содержанию

полигонов для твердых бытовых отходов

Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО)

являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения

 

К основным документам, определяющим понятие полигона ТБО и требования к этому понятию относится «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО» [3]. Этот документ более полно устанавливает порядок этапов рекультивации (технический и биологический) полигонов ТБО, технологию их проведения. Однако важность представляют также и другие действующие документы российского законодательства в области обращения с отходами.

При рассмотрении  федеральных  основополагающих законов, «объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)».  Как видно из определения, под него подпадают, как объекты размещения отходов производства, так и объекты размещения отходов потребления.

Однако, согласно санитарно-гигиеническому законодательству, твердые бытовые отходы должны храниться на специализированных полигонах твердых бытовых отходов (ТБО), которые  являются инженерными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и служат для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения. То есть, термин «полигон  ТБО» однозначно не определен в регламентирующих документах. Так, в части документов полигоны ТБО подпадают под  понятия: «объекты размещения отходов», «полигоны», «полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов»  и т.д.

Как было сказано выше, основные вопросы по размещению, обустройству, проектированию и контролю полигонов более детально рассмотрены в Инструкции [3], и СанПин 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

При проектировании хранилищ отходов следует учитывать что в результате полного жизненного цикла полигона вред окружающей среде и населению будет наносится длительный период.

Показано, что влияние полигонов (свалок ТБО)  с различными загрязнениями с выделяющимся фильтратом будет достигать сотни и даже 1000 лет [4, 7].

В области обращения с отходами законодательство Германии существенным образом отличается от законодательства в РФ. Так известно, что с 2005 года в Германии запрещено подвергать захоронению необработанные (не прошедшие предварительную механико-биологическую обработку) отходы. При этом в Германии операторы закрытых полигонов ТБО сравнительно долго несут ответственность за протекающие процессы и миграцию загрязняющих веществ с биогазом и фильтратом с полигонов ТБО. В настоящее время в Германии обсуждается вопрос о длительности периода мониторинга и периода ответственности оператора после закрытия полигона ТБО. В настоящее время  этот период составляет 30–40 лет, а специалисты оценивают этот период, минимум – 200 лет. Ряд специалистов утверждают, что оператор никогда не может выйти из ответственности за закрытый полигон отходов и должен осуществлять постоянный контроль и восстановление нарушенных земель.

Жизненный цикл полигона ТБО включает в себя его проектирование, строительство, эксплуатацию и закрытие. Закрытие полигона ТБО это не разовый акт, а целый комплекс работ описанных в новом Германском законодательстве по полигонам ТБО, которое вступило в действие 1 июня 2005 года. В настоящее время все полигоны ТБО в Германии или закрыты, или находятся на стадии закрытия (рекультивации). И сейчас большинство работ на закрытых полигонах ТБО связано с подготовительными работами по их закрытию. Эти работы включают в себя нанесение изолирующих слоёв, проводятся работы по мониторингу массива отходов на полигоне ТБО, исследуются грунтовые воды и проводятся расчетные работы по возможности окончательного закрытия конкретного полигона ТБО. И только после завершения всех необходимых работ, т.е. обеспечения поверхностной изоляции и проведения всех эксплуатационных мероприятий по обеспечению создания дренажной системы и отвода поверхностных вод можно обратиться в государственные компетентные органы Германии для сдачи к приёмке этого объекта к его окончательному закрытию и дальнейшей рекультивации. В Германии в зависимости от состава отходов поступающих на полигон ТБО и согласно нового закона полигоны ТБО делятся на 2 категории: 1 – старые полигоны закрытые после 1 июня 1993 года­­­­­ –Altdeponien; 2 – старые захоронения, закрытые до 1 июня 1993 года – Altablagerungen.

Таким образом, для обеспечения санитарной надежности и охраны окружающей среды при проектировании полигонов необходимо учитывать

уровень технических разработок, экологические требования, современные достижения гигиенической науки и санитарной практики. Немаловажным фактором является санитарно-защитная зона (СЗЗ) при размещении хранилищ отходов. Из экономических соображений полигоны для малых городов целесообразно располагать не далее 10–12 км за городской чертой. Согласно санитарным нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СЗЗ для полигонов ТБО составляет 500 м.

К мероприятиям на предварительном этапе создания полигонов относятся:

– уточнение номенклатуры и количества отходов в регионе;

– выбор оптимальной для города технологической схемы переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне;

– определение потребных мощностей и характеристик основного оборудования и площадок на полигоне;

– оценка экономических показателей полигона.

В таблице 2 представлены основные технико-экономические характеристики полигонов, предлагаемых к проектированию и строительству.

 Таблица 2 – Основные технико-экономические характеристики полигонов, предлагаемых к проектированию и строительству

(по  данным  ООО «Метакс» – ЗАО «АКВА-ДЕЛЬТА»)

Численность населения, тыс. чел.

Ориентировочное кол-во образую-щихся

отходов, тыс. т/год

Ориентировочная стоимость составления фактической схемы обращения отходов в гор. хозяйстве (номенклатура, состав, количество, движение отходов), тыс. руб.

Стоимость разработки ТЭО создания полигона; варианты схем обращения отходов в городском хозяйстве, тыс. руб.

Ориентировочная стоимость стро-ительства полигона,

млн у.е.

Ориенти-ровочные сроки окупа-емости затрат на строительство полигонов, годы

75–100

15–20

120–00

280–00

0,50–0,85

6,5

150–200

33–45

145–00

350–00

0,90–1,50

5,2

250–300

60–75

160–00

390–00

1,80–2,10

4,8

Использование биогаза или свалочного газа (СГ) может значительно снизить инвестиционные затраты на строительство и эксплуатацию полигона и на строительство биогазовых установок. Технико-экологические показатели типовых объектов по производству электроэнергии и добычи биогаза ТБО показаны в таблицах 3 и 4.

Отмечена [2] целесообразность тиражирования биогазовой  технологии в России. Этот процесс должен стимулироваться созданием наиболее благоприятных финансово-правовых условий, т. к. он выражается не только в экономических, сколько в экологических эффектах.

Таблица 3 – Технико-экономические показатели типовых объектов

по производству электроэнергии из биогаза ТБО [2]

Масса свалочного тела, млн т

Мощность

объекта (MW)

Инвестиции + экспл. затраты, млн руб.

Накопленная прибыль,

млн руб.

≥ 2,5

≥ 2,60

≥ 12 300

≥ 25 000

2,5–1,0

2,60–1,04

12 300–10 350

25 000–10 000

1,0–0,5

1,04–0,52

10 350–5 200

10 000–5000

≤ 0,5

≤ 0,52

≤ 5200

≤ 5000

 

Таблица 4 – Технико-экономические показатели типовых объектов

по добыче биогаза ТБО [2]

Масса

свалочного тела, млн т

Мощность

объекта,

м3/ч

Инвестиции + эксплуатационные затраты, млн руб.

Накопленная

прибыль,

 млн руб.

≥ 2,5

≥  2 000

≥  8 400

≥  12 000

2,5 – 1,0

2 000–800

8 400–4 000

12 000–6 000

1,0 – 0,5

800–400

4 000–2 000

6 000–3 000

≤ 0,5

≤ 400

≤ 2 000

≤ 3 000

           

В заметных объемах биогаз ТБО добывается и утилизируется в ряде развитых западных стран. Объемы годовой газодобычи показывают [2], что глобальная утилизация биогаза ТБО составляет примерно 1,2 млрд м3/год, что эквивалентно 429 тыс. т метана. Это открывает широкие возможности для развития биогазовой индустрии. Для оценки перспектив тиражирования технологии в России проводили специальные технико-экономические расчеты возможных типовых объектов по добыче и утилизации свалочного газа (СГ). При расчете доходов от добычи биогаза и производства электроэнергии использовались цены ниже существующих на рынке энергоресурсов, а именно 180 руб. за 1 м3 СГ и 250 руб. за 1 кВт/ч электроэнергии [2].

Таким образом, целесообразность применения получения  биогаза ТБО зависит от конкретных условий хозяйственной деятельности на полигоне ТБО и определяется наличием платежеспособного потребителя энергоносителей. В большинстве развитых стран этот процесс стимулируется государством с помощью специальных законов. Так, во многих странах ЕС и США существуют законы, обязывающие потребителей покупать альтернативную энергию. Стоимость такого вида энергии, которая, как правило, в 2–2,5 раза выше стоимости энергии, произведенной на основе традиционных энергоносителей (природный газ, нефтепродукты и пр.) [2].

В России подобная нормативно-правовая база отсутствует. Следствием этого являются большие трудности, связанные со сбытом энергии, полученной из биогаза ТБО. Такое положение сдерживает широкое распространение биогазовых технологий на полигонах ТБО в России. Поэтому в сложившихся условиях использование СГ для удовлетворения нужд полигона ТБО или локального потребителя является наиболее приемлемым.

Таким образом, удельные капитальные вложения (в ценах 2001 г.) составляют для больших полигонов порядка 50 руб. на 1 т размещаемых отходов, для малых – до 150 руб./т. До 40 % стоимости составляют затраты на устройство противофильтрационного экрана и дренажей. С учетом сооружений по очистке фильтрата и гидрорежимной сети доля затрат на природоохранные мероприятия в общей стоимости полигона составляет 40–50 %.

Высокий уровень затрат очень актуализирует вопросы планирования инвестиций в создание полиго­нов ТБО. Полигон ТБО целесообразно вводить в эксплуата­цию пусковым комплексом с включением в его состав минимально необходимого набора сооружений, обес­печивающих экологически безопасную эксплуатацию полигона по временной схеме. Продолжительность строительства пускового комплекса должна составлять не более 2 лет.

Дальнейшее строительство организуется таким об­разом:

а) в срок до 3 лет вводятся все объекты промзоны и инфраструктуры, обеспечивающие экс­плуатацию полигона в постоянном режиме;

б) к моменту исчерпания емкости первой очереди захоронения отходов (обычно 3–4 года) вводят в эксплуатацию вторую очередь.

В соответствии с этой стратегией разрабатывается график инвестирования, в котором устанавливается очередность строительства отдельных зданий и соору­жений и соответствующее ей распределение инвести­ций по годам. Разработка графика инвести­рования включает в себя пункты:

1) стоимость пускового комплекса составляет от 10 % общей стоимости для больших полигонов до 30–40 % для малых;

2) наибольшая инвестиционная нагрузка после ввода пускового комплекса приходится на первые 2–3 го­да, когда годовые объемы инвестиций сопостави­мы со стоимостью пускового комплекса;

3) дальнейшие инвестиции по сравнению с пусковым периодом значительно ниже и вкладываются пор­ционно, по мере ввода в эксплуатацию очередей секций полигона ТБО.

Годовые объемы инвестиций начального периода могут составлять в текущих ценах десятки млн руб. Их обеспечение является достаточно сложной проблемой, включающей в себя две составляющие: 1) формирование портфеля инвестиций для финансирования строитель­ства; 2) возврат инвестиций. На первоначальном этапе более заметна первая часть проблемы, однако труднее решается вторая [1].

Возможными источниками формирования инвести­ций могут быть бюджеты, экологические фонды, част­ные инвестиции, заемные средства (банковские креди­ты).

Первые два источника являются условно безвоз­вратными, т.к. не требуют прямого возврата инвести­ций, хотя подразумевается косвенный возврат в той или иной форме (через местные налоги, тарифы, экологические плате­жи) подразумевается.

Основная проблема частных инвестиций в гаран­тиях возвратности, т.к. 99,9 % российских муниципали­тетов и 80–90 % регионов в принципе не могут выдавать подобные гарантии. В настоящее время  российский частный бизнес пока не готов к вложениям со сроками окупае­мости 10–12 лет и более, которые считаются нормаль­ными для сферы ЖКХ на Западе.

Банковские кредиты могут быть дополнением к лю­бому из перечисленных источников. Однако использо­вание кредитов, обеспечивая финансирование в годы с наибольшей инвестиционной нагрузкой, в то же время приводит к общему удорожанию строительства на 30–50 % и увеличению срока окупаемости на 3–5 лет.

Затраты на строительство полигона ТБО определяются технологическими параметрами полигона ТБО. Успешное прохождение проектом этапа экспертизы  является необходимым условием дальнейших расчетов по проекту (Федеральный закон от 25.11.1995 N 174 ФЗ «Об экологической экспертизе»). На этом этапе проверяется соответствие рассматриваемого проекта существующим экологическим нормативам и стандартам. Для проектов природоохранного назначения рассчитанный предотвращенный ущерб необходимо отнести к результатам проекта.

Таким образом, реализация государственной политики в области обращения с  отходами в РФ затруднена по таким причинам, как:

1. Несовершенная  нормативно-правововая база;

2. Отсутствие единой информационной сети и базы данных по всем видам отходов, затрудняющих принятие правильных решений;

3. Недолжное исполнение и отсутствие контроля за исполнением существующих законов и иных нормативно-правовых актов;

4. Несовершенная политика финансирования работ по обращению с отходами.

 

Список литературы

 

1  Вострецов С.П. Планирование инвестиций в полигоны твердых бытовых отходов // 4-й Международный конгресс по управлению отходами «Вайстек». – М., 2005. – С. 257-258.

2  Дарулис П.В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. – Смоленск. 2000. – 520 с.

3 Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов / АКХ им. К.Д. Памфилова. – М., 1996.

4 Костарев С.Н., Середа Т.Г., Еланцева Е.Н.Оценка воздействия на окружающую среду и активный мониторинг физико-химических параметров в природно-технических системах утилизации отходов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 115.

5 Костарев С.Н., Середа Т.Г., Михайлова М.А. Разработка автоматизированной системы мониторинга и управления природно-техническими системами утилизации отходов // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-2. С. 273-277.

6 Костарев С.Н., Середа Т.Г., Клюкин А.А. Подходы к созданию информационных технологий автоматизированного управления безопасным состоянием экосистем депонирования отходов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2009. № 3. С. 15-24.

7 Костарев С.Н., Еланцева Е.Н. Практические решения по мониторингу и управлению физико-химическими параметрами в системах хранения отходов // Современный город: власть, управление, экономика. 2013. № 3. С. 368-375.

8 Материалы международного семинара «Обеспечение безопасности закрытых полигонов твердых бытовых отходов экологическими методами». – Пермь: Изд-во «Кленовый лист», 2009. – 206 с.

9 Костарев С.Н. Мониторинг и управление физико-химическими параметрами в природно-технических системах утилизации отходов // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 5. № 3. С. 78-82.

10 Середа Т.Г., Костарев С.Н. Научные подходы к автоматизированному проектированию полигонов твёрдых бытовых отходов // Наука - производству. 2007. № 5. С. 43-46.

11 Технические и экологические аспекты ликвидации твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет: монография;  под общ. ред. член-корр. РАН, д.т.н., проф. М.И. Соколовского и д.м.н., проф. Я.И. Вайсмана. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та. – Пермь, 2008. – 635 с. ISBN 978-5-398-00142-6.

12 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ.

13 Kostarev S.N., Sereda T.G. Аutomated process control of sanitary municipal solid waste landfill // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 22. № SPL.ISSUE2. С. 64-69.

14 Костарев С.Н. Научно-методические основы и практические решения идентификации и управления состоянием природно-технических систем утилизации отходов. Автореферат дисс. … доктора технических наук / Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2010.