Опыт Великобритании

Заголовок Опыт Великобритании
Publication Type Journal Article
Year of Publication 2012
Journal Электронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume 5
Date Published 06/2012
Abstract

По материалам портала "Аналитика малого предпринимательства"

Аннотация
Наиболее богатый опыт развития социального сектора имеют такие страны, как Великобритания и США, где социализация предпринимательской деятельности охватывает широкий круг частных коммерческих предприятий и их объединений, трастовых компаний, кооперативов, некоммерческих организаций (НКО) и множество других организаций различной направленности.

Опубликовано в журнале «Сообщества и альянсы на местном уровне» (САМ) , 2012, №№ 1-16, Избранные статьи из журналов САМ, раздел Власть и общество
http://www.зелдом.рф/vlast_i_obshhestvo/opyt_velikobritanii

English Abstract

EXPERIENCE OF GREAT BRITAIN

Based on the web portal Аналитика малого предпринимательства

Annotation
Great Britain and the United States of America have the most extensive experience in developing the social sector. In these two countries, the socialization of business activity involves a broad range of private businesses and their associations, trust companies, cooperatives, NGOs and a multitude of other organizations of various types.

Printed in the journal Local Communities and Alliances (SAM), 2012, Nos. 1-16, Selected Articles from the Journals SAM and Government and Society.
http://www.зелдом.рф/vlast_i_obshhestvo/opyt_velikobritanii

Full Text

О  привлечении  негосударственных  организаций  к  решению  общегосударственных  проблем. 

Наиболее богатый опыт развития социального сектора имеют такие страны, как Великобритания и США, где социализация предпринимательской деятельности охватывает широкий круг частных коммерческих предприятий и их объединений, трастовых компаний, кооперативов, некоммерческих организаций (НКО) и множество других организаций различной направленности. Активность этих предприятий распространяется практически на все виды деятельности от промышленности до здравоохранения, от охраны природы до ресурсосбережения.   

Социальные предприятия особенно эффективно действуют в таких сферах, как воспитание и обучение, социальная помощь, совершенствование государственной системы предоставления услуг населению, предоставление временного приюта, проведение отдыха и организация досуга, помощь в домашнем хозяйстве и в уходе за детьми и инвалидами, торговля товарами широкого потребления, кадровые агентства по трудоустройству незанятого населения и т.д. Во многих населённых пунктах Великобритании действуют социальные предприятия, которые занимаются сбором бытового мусора и его утилизацией, содержат плавательные бассейны или фитнесс-центры общественного пользования. В других местах можно встретить социальные предприятия, управляющие домами для престарелых, местными лечебными заведениями.

Применение принципов государственной системы социального обслуживания с коммерческой ориентацией на эффективность и деловую практичность позволяют социальному предпринимательству сочетать деловой успех с благотворной деятельностью в интересах общества. Социальные предприятия вносят огромный вклад в совершенствование системы предоставления государственных социальных услуг, в оздоровление общества и экономическое развитие страны. Они более тесно сотрудничают со своей клиентурой и пользуются высоким доверием. Благодаря этому, социальные предприятия наиболее эффективно применяют различные новшества в сфере услуг. Эти новшества потом успешно используются государственными службами, что позволяет улучшить качество предлагаемых государством общественных услуг и совершенствовать технологию их предоставления путём:

  • формирования перечня услуг, исходя из общественных интересов; 
  • внедрения новых подходов в сфере государственного обслуживания населения; 
  • предоставления госзаказов на выполнение государственных общественных услуг частными социальными предприятиями. 

В мае 2006 г. при Кабинете Министров Великобритании был создан «Департамент третьего сектора», предназначенный для обеспечения государственной поддержки и создания условий, способствующих развитию добровольческих и благотворительных организаций, различных общественных объединений, социальных предприятий и обществ взаимопомощи. В частности, Департамент OTS активно содействовует привлечению социальных предприятий к взаимодействию с государственными структурами обслуживания населения с целью совершенствования их деятельности путём улучшение качества и номенклатуры оказываемых услуг при одновременном облегчении доступа к ним. Департамент должен осуществлять межведомственное взаимодействие для улучшения партнерских отношений между правительством и организациями третьего сектора.

С целью расширения сферы деятельности социального предпринимательства Департамент OTS в своей работе ориентируется на активное взаимодействие с рядом стратегических партнёров в лице независимых общественных и частных организаций, университетов и исследовательских центров. Стратегическое партнерство является долговременным сотрудничеством государства с наиболее авторитетными общественными организациями в целях поддержки и развития социального предпринимательства на условиях предоставления государственных субсидий, осуществляемых в соответствии «Меморандумом о взаимопонимании». Государственное финансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые общественные мероприятия социальной направленности, организовывать тематические конференции и осуществить исследования, результаты которых станут весомым аргументом в пользу совершенствования политики правительства в отношении третьего сектора. Кроме того, Департамент OTS постоянно привлекает стратегических партнёров для консультаций и выработки совместных решений по вопросам развития и совершенствования взаимодействия правительства с НКО и социальными предприятиями.

Стратегические партнёры Департамента OTS должны соответствовать следующим требованиям:

  • активно и целенаправленно выступать в роли выразителей и защитников интересов третьего сектора, оказывая непосредственное влияние на государственную политику развития и поддержки третьего сектора; 
  • пропагандировать успешный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса с организациями и предприятиями третьего сектора, а также активно распространять сведения об успешной деятельности третьего сектора и его вкладе в развитие и сплочение общества; 
  • выполнять роль проводника, связывающего правительство и третий сектор, одновременно играя ведущую роль в определении направлений деятельности третьего сектора в условиях новых вызовов и открывающихся возможностей; 
  • активно сотрудничать с другими стратегическими партнёрами при разработке политики поддержки третьего сектора путём выдвижения новых идей и в процессе обсуждения насущных проблем. 

В настоящее время в Департаменте OTS зарегистрировано 45 стратегических партнеров. Основная деятельность Департамента OTS направлена на достижение важнейших целей и задач социального порядка, выполнение которых обеспечивается центральным и региональным правительствами во взаимодействии с социальным предпринимательством и структурами третьего сектора. В их числе:

  • сокращение разрыва в культурном развитии между детьми из семей с низкими уровнями доходов и с неблагоприятным окружением по сравнению с их сверстниками из благополучных семей; 
  • повышение образовательного уровня детей и юношества из различных социальных слоёв населения; 
  • улучшение обеспечения жильем и работой, а также расширение возможности посещения различных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений для социально ущербных взрослых людей (инвалиды, безграмотные, бездомные, не знающие языка, и др.); 
  • сокращение количества нищенствующих детей в целях полной ликвидации детского нищенства к 2020 г.; 
  • увеличение количества молодёжи, обладающей достаточными знаниями и опытом для успешной карьеры при вступлении во взрослую жизнь; 
  • способствование повышению экономической независимости и социального благополучия престарелой части населения; 
  • стремление к выравниванию возможностей для разных людей, независимо от их возраста, состояния здоровья, расовой принадлежности, религиозных убеждений или сексуальной ориентации. 

Организация поддержки развития малых социальных предприятий в столице Великобритании в основном возложена на «Лондонское агентство развития» (LDA). Оно содействует социальным предприятиям в предоставлении производственных и офисных площадей. Предусматривается осуществление финансовой поддержки социальных предприятий посредством расширенного применения всего многообразия инструментов финансирования в соответствии с нуждами каждой городской зоны. Для этого привлекаются различные партнерские организации, специализирующиеся на поддержке социальных предприятий и участвующие в реализации городских программ закупки товаров и услуг, производимых в секторе малых социальных предприятий.

Особое внимание LDA уделяет проблемам экологии. Оно финансирует программу «Возобновление», которая направлена на увеличение количества малых предприятий, специализирующихся в переработке и утилизации отходов для получения вторичного сырья, идущего на производство новых продуктов. В 2006 – 2007 годах в рамках этой программы было организовано 60 рабочих мест на шести новых малых предприятиях. Инвестиции LDA в развитие компании «Environ Com» позволили довести ежегодный объём переработки отходов до 60 000 тонн. Эффективная поддержка стартующего малого предприятия «Any Junk» дала возможность создать 22 новых рабочих места, а ежегодный оборот предприятия достиг £800 тысяч. Для решения проблемы переработки пищевых отходов LDA оказало финансовую помощь компании «Fareshare 1st», которая внедрила технологию переработки 3 000 тонн пищевых отходов, предотвратив при этом загрязнение земли и воды. Другим направлением является разработка технологий утилизации мусора, позволяющая исключить ежегодный выброс 20 тыс. тонн газа СО2 в городскую атмосферу.

 

По материалам портала "Аналитика малого предпринимательства"