Типовые ГЧП-контракты: от разработки к внедрению

Заголовок Типовые ГЧП-контракты: от разработки к внедрению
Publication Type Journal Article
Year of Publication 2012
Authors Баженов, А. В.
Journal Электронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume 6
Date Published 11/2012
Abstract

Выступление директор Центра ГЧП Банка развития (ВЭБ) Александра Баженова на Форуме регионов России «ГЧП в комплексном развитии территорий». Базой для долгосрочных инвестиционных проектов в развитии городской инфраструктуры, в том числе в малых городах, могут стать типовые проекты ГЧП.

http://opec.ru/1245921.html

English Abstract

STANDARD PPP CONTRACTS: FROM DEVELOPMENT TO IMPLEMENTATION
Annotation

This is the presentation of Alexander Bazhenov, director of Vnesheconombank PPP Center, at the Forum of Russian Regions entitled “PPP in Integrated Regional Development”. Standard PPP projects may become the basis for long-term investment projects of developing urban infrastructure, including that in small cities.

http://opec.ru/1245921.html

Full Text

Базой для долгосрочных инвестиционных проектов в развитии городской инфраструктуры, в том числе в малых городах, могут стать типовые проекты ГЧП, отметил директор Центра ГЧП Банка развития (ВЭБ) Александр Баженов на Форуме регионов России «ГЧП в комплексном развитии территорий».

Половина российской энергетики — муниципальная и городская энергетика, половина транспортной инфраструктуры — там же, не говоря уже о ЖКХ и туризме, подчеркнул Александр Баженов в своем выступлении. А потому ВЭБ проводит разработку типовых ГЧП-проектов, которые относятся к местному и городскому развитию. При этом банк — в соответствии со своим статусом — нацелен на финансирование собственно проектов, а не бюджетов, причем проектов долгосрочных, сроки окупаемости которых превышают нынешние горизонты бюджетного планирования в три года. Отсюда и необходимость формирования новых подходов не только к финансированию, но и разработке проектов и механизмов их реализации.

ЖКХ: долгосрочные инвестиционные проекты отсутствуют

Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры в стране в целом высокий. А рост тарифов на соответствующие услуги государством сдерживается. Расходы на поддержание ЖКХ, превышающие поступления, сегодня никто не компенсирует. Это и приводит к тому, что интерес частных инвесторов к этой отрасли угасает. Между тем в этой сфере накоплен значительный опыт взаимодействия государства и бизнеса. С 2003 по 2006 гг. в РФ в результате использования механизмов аренды муниципальной коммунальной инфраструктуры сформировался фактически крупнейший в Восточной Европе пул частных компаний, которые управляют муниципальной инфраструктурой. Но только в 3–5 из примерно 150 проектов с участием частного бизнеса в ЖКХ реализуются долгосрочные инвестпрограммы с привлечением внебюджетного финансирования. Окупаемость проектов при этом достигается либо за счет тарифной выручки, либо за счет местных бюджетов.

Необходимо отрабатывать механизмы решения абсолютно стандартных проблем, которые существуют в любом муниципальном образовании, в любом субъекте РФ, уверен Баженов.

Практически каждый город или муниципалитет должен решить пять принципиальных проблем:

  • Экологические, включая строительство очистных сооружений и управление твердыми бытовыми отходами.
  • Повышение энергетической эффективности городского хозяйства, в первую очередь — систем теплоснабжения, что особенно необходимо в малых населенных пунктах.
  • Разработка схем окупаемости проектов ГЧП в жилищно-коммунальной сфере, ответственность за которые в условиях нестабильности рынка недвижимости ложится на бюджеты, а не на частного инвестора.
  • Комплексное развитие социальной инфраструктуры, государственного управления, инфраструктуры правопорядка.
  • Развитие транспортной инфраструктурой городов, включая увеличение пропускной способности дорог и модернизацию муниципальных видов транспортов.

Проекты и их финансирование

Чтобы решать эти проблемы, город должен найти способ привлечения внебюджетного финансирования, не прибегая к дефицитному бюджетному финансированию, возможности которого в действующей бюджетной системе страны ограничены.

На сегодня проработаны способы решения первых двух обозначенных типов проблем, продолжает Баженов. Запускаются 2 программы на условиях юридической модели, которую условно называем BOLT — build, own, lease, transfer (строй, владей, передай в аренду и передай права собственности по завершению сроков аренды). Или, в другой классификации, DBFM — design, build, finance, maintain (проектирование, строительство, финансирование, техническое обслуживание). В обоих случаях предполагается, что эксплуатацию объектов будет осуществлять организация, которая уже существует в городе. Соответственно, частный инвестор-застройщик на условиях конкурса, который формируется в рамках регионального законодательства, получает права на реализацию проекта, на земельные участки, на объекты инфраструктуры, для осуществления модернизации с последующей передачей их действующему оператору. Расход на эту аренду включается в необходимую тарифную выручку в соответствии с 210-ФЗ. В работе у Банка развития сегодня проекты из 35 субъектов РФ: 12 проектов по насосным станциям, 22 — в области модернизации систем теплоснабжения. Около 60 проектов связаны с модернизацией и строительством локальных очистных сооружений и канализации, порядка 40 — со строительством мусоросортирующих заводов. Надеемся, что к концу года эта система начнет работать, сказал Баженов.

Трудности реализации идеи связаны еще и с необходимостью консолидировать проекты в региональные программы и региональные проекты. ВЭБ по своему статусу не всегда может участвовать в реализации каждого отдельного подобного проекта, а потому их необходимо предварительно структурировать так, чтобы Банк развития мог принять участие в их финансировании. Для этого предлагается создать новый механизм объединенного муниципального конкурса, в рамках которого несколько муниципальных образований совместно принимают и адаптируют предлагаемые им типовые условия, проводят конкурс и выбирают общего инвестора. Последний, в свою очередь, заключит с каждым из них свои соглашения о ГЧП и будет способен привлекать финансирование в ВЭБ.

Источники прибыли

Социальная, транспортная инфраструктура, по большому счету не убыточная, считает Баженов. Она генерирует экономические эффекты, проблема, однако, в том, чтобы научиться локализовать эти эффекты внутри проекта, то есть формировать проект так, чтобы выгоды от него — прямые и косвенные — получали инвесторы, или — в том числе и инвесторы.

Например, в США благодаря частному инвестору осуществляется развитие инфраструктуры, строятся дополнительные развязки и т.д. И муниципалитет рассчитывается с частным инвестором за счет дополнительных поступлений от налогов на недвижимость. Последняя в результате создания новой инфраструктуры растет в цене, соответственно, налоговые поступления увеличиваются, а этот прирост, в свою очередь, используется для того, чтобы провести расчеты с инвестором. В России такая система пока работать не может. Значит, надо искать другие пути. Например, в рамках плана социального развития региона.

Как полагает глава Центра ГЧП ВЭБ, такие возможности есть, однако для их реализации необходима доработка нормативно-правовой базы. Яркий пример — механизмы использования Инвестиционного фонда. Сейчас он используется для софинансирования капитальных затрат при реализации инфраструктурных проектов. Нет Инвестиционного фонда — нет ни капитальных вложений, ни инфраструктуры. Между тем, подобные проекты позволяют генерировать дополнительные бюджетные доходы — на уровне муниципалитета, региона и федерации. Более того, соответствующие расчеты и проводятся в рамках работы над проектом и выступают необходимым условием одобрения проекта комиссией Инвестфонда. То есть средства для того, чтобы рассчитаться с инвестором за счет прироста налоговых доходов, вроде есть, а инвесторов кроме Инвестфонда — нет. Вероятно, необходимы иные критерии оценки бюджетной эффективности и иные, чем ныне действующие, сроки обязательств перед инвестором, полагает Баженов. Если сроки обязательств перед инвестором формировать не на срок собственно строительства, а на период после завершения строительства, в течение которого с инвестором можно реально расплатиться, то сплошь и рядом оказывается, что проект становится окупаемым и интересным для инвестора. Необходимо лишь найти для этого правильный нормативный подход, то есть научиться формировать проекты в рамках регионального закона о ГЧП (предварительно его приняв), и долгосрочных целевых программ, с тем, чтобы инвестпроект «вписался» в период получения реальных бюджетных эффектов.

Подготовила Юлия Литвинова