Закон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций

ЗаголовокЗакон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2012
AuthorsШироков, Максим
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume6
Date Published11/2012
Abstract

Максим ШИРОКОВ
ОАО «Компания Усть-Луга

Аннотация
Реализация крупных инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства способна обеспечить каждому региону экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Однако на сегодняшний день законодательно не проработаны основные принципы и инструменты взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнёрства.
Статья опубликована в журнале Промышленник России Промышленник России № 7-8 (139)/2012
http://www.promros.ru/magazine/2012/julaug/zakon-o-gchp-otkroet-novye-vo...

English Abstract

THE LAW ON PPP WILL OPEN NEW OPPORTUNITIES FOR INVESTMENT

Maxim Shirokov
Ust-Luga Company

Annotation
Large investment projects with the use of public private partnership mechanisms are capable of ensuring regional economic growth, attracting investment and creating new jobs. However, today the legislation lacks regulations on the main principles and instruments of government and business interaction in the framework of a public private partnership.

This article was printed in the journal Industrialist of Russia, Nos. 7-8 (139)/2012
http://www.promros.ru/magazine/2012/julaug/zakon-o-gchp-otkroet-novye-vo...

Full Text

Реализация крупных инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства способна обеспечить каждому региону экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Однако на сегодняшний день законодательно не проработаны основные принципы и инструменты взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнёрства.

На сегодняшний день вопросы строительства и модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры являются актуальными не только для государства, но и бизнеса. Любой крупный девелоперский проект предполагает создание объектов инфраструктуры. Но из-за больших сроков окупаемости подобных объектов их финансирование бизнесу в одиночку не потянуть. Во всём цивилизованном мире подобные вопросы прежде всего решает государство. В свою очередь, развитая инфраструктура в значительной степени повышает инвестиционную привлекательность территории и, как следствие, обуславливает устойчивый рост доходов населения и местных бюджетов.

Морской торговый порт Усть-Луга – это, наверное, первый успешно реализованный инвестиционный проект государственно-частного партнёрства в нашей стране. Сегодня порт уже функционирует. Проект находится в завершающей стадии его развития. Инвесторы на все терминалы найдены.

Порт начал строиться ещё в то время, когда понятие государственно-частного партнёрства не фигурировало в законодательстве. На сегодняшний день проблема легализации и развития механизма государственно-частного партнёрства также не  решена, хотя существуют определённые подвижки в этой области. Принятые в  недавнем прошлом Федеральный закон от 22.07.2005 №116−ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.2005 №115−ФЗ «О концессионных соглашениях» с последующими изменениями и дополнениями предоставили частным инвесторам определённые возможности при реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства, но не решили всех существующих проблем.

Так, до сих пор законодательно не определены ключевые понятия, формы государственно-частного партнёрства, не установлены существенные условия инвестиционного договора, заключаемого с публичным образованием, не решена проблема легитимности соглашений об участии публичных образований в  государственно-частном партнёрстве неконцессионного характера. Остаётся открытым вопрос о том, какие должны быть параметры окупаемости инвестиционного проекта для того, чтобы представитель государства (муниципального образования) мог войти в этот договор. Отсутствие широко применяемой во всем мире практики предоставления инвесторам крупных проектов гарантий неухудшения договорных условий, а также условий налогообложения и таможенных процедур (пошлин) на  период окупаемости проекта серьёзно снижает инвестиционную привлекательность крупных проектов.

Кроме того, существующие инструменты государственно-частного партнёрства недостаточны и фактически не применимы к большому количеству крупных инвестиционных проектов, которые в силу своей природы и особенностей не могут реализовываться в границах особых экономических зон или в рамках концессионных соглашений.

Не секрет, что большинство реализуемых на сегодняшний день проектов государственно-частного партнёрства управляется до некоторой степени «вручную»: либо это издание прямого постановления Правительства РФ, либо это заключение каких-либо договоров, которые носят, на самом деле, полулегальный характер и  живут до первой прокурорской проверки.

Особая сложность в решении существующих перед частным инвестором проблем возникает при реализации т.н. комплексных инвестиционных проектов. Поскольку применить к таким проектам какой-либо отдельно существующий инструмент государственно-частного партнёрства и ограничиться им невозможно.

Здесь следует отметить, что сегодня ещё одним перспективным проектом ОАО «Компания Усть-Луга» является комплексное развитие припортовой территории. Данный проект предполагает развитие на прилегающей к порту территории пяти основных кластеров: транспортно-логистического, индустриального, сити-кластера, туристско-рекреационного и агропромышленного с учётом экономической, экологической и социальной ситуации. Под такие комплексные проекты очень важно иметь единый правовой механизм, позволяющий государству (муниципальному образованию) заключать соглашения с частным партнёром, выделять землю, предоставлять частным инвесторам средства из бюджета на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры государственной (или муниципальной) собственности, а также налоговые льготы с целью увеличения инвестиционной привлекательности таких проектов.

ОАО «Компания Усть-Луга» за годы развития порта накопило колоссальный опыт (как положительный, так и отрицательный) решения указанных проблем и их последствий. Например, в период действия мирового экономического кризиса срывались сроки ввода в эксплуатацию ряда построенных терминалов в порту, в том числе и по причине невыполнения государством принятых на себя перед инвесторами обязательств.

В целом можно сказать, что мировой финансовый экономический кризис поставил под угрозу реализацию отдельных проектов государственно-частного партнёрства в  России, потому что как государство, так и бизнес-партнёры стали осторожно подходить к инвестированию средств. В то же время и у государства, и у частного бизнеса не исчезла потребность в реализации крупных инвестиционных проектов, предполагающих развитие инфраструктуры. Именно поэтому стал актуальным вопрос о  поиске новых инструментов государственно-частного партнёрства. С целью решения вышеуказанных проблем на федеральном уровне по поручению Минэкономразвития России ОАО «Компания Усть-Луга» совместно с Внешэкономбанком подготовила проект федерального закона «О государственно-частном партнёрстве в сфере инвестиционной деятельности и о внесении изменений в другие законодательные акты Российской Федерации».

В предлагаемом законопроекте дано чёткое определение государственно-частного партнёрства в сфере инвестиционной деятельности (т.е. закреплено узкое определение государственно-частного партнёрства) как контрактно обусловленной формы реализации инвестиционных проектов, направленных на решение общественно-значимых задач и (или) достижение целей социально-экономического развития, отраслевых стратегий РФ (субъекта РФ или муниципального образования) совместно с частным партнёром, а также приведён чёткий перечень принципов государственно-частного партнёрства.

В законопроекте также установлен порядок отбора проектов государственно-частного партнёрства. Например, если государство инициирует тот или иной проект государственно-частного партнёрства, то проводится открытый конкурс по выбору частного партнёра. Он определяет, что такое инвестиционный договор, закрепляет его виды и существенные условия, а также устанавливает ответственность как государства, так и частного инвестора. Законопроектом прописана возможность неухудшения условий для тех компаний, которые осуществляют инвестиции в крупные проекты, реализуемые на условиях государственно-частного партнёрства на время их окупаемости. Указанные льготы будут предоставлены тем частным инвесторам, которые будут соответствовать определённым критериям, а именно: соотношение государственно-частных средств; бюджетная эффективность; капиталоёмкость проекта.

Наличие такой определённости является ключевым фактором при принятии частным инвестором решения о вхождении в крупные инвестиционные проекты.