Соглашения будут другими

27.11.2012, 00:45 "Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство №874 (45)

Текст: Олеся Белоусова (юрист адвокатского бюро "Линия права")

Госдума в первом чтении приняла Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основной задачей законопроекта является установление порядка передачи прав владения или пользования объектами тепло-, энерго-, водоснабжения и очистки сточных вод, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Внося изменения в федеральные законы от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", законопроект уточняет, что передача прав владения или пользования такими объектами возможна посредством заключения договора аренды в результате проведения конкурса либо концессионного соглашения. В указанные законы вносятся изменения, направленные на уточнение порядка проведения конкурса, а также значительный блок положений, отражающих особенности осуществления хозяйственной деятельности с использованием объектов водо- и теплоснабжения.

Законопроект также предусматривает комплекс изменений в Федеральный закон от 21 мая 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Все изменения касаются лишь объектов водо-, тепло-, энергоснабжения и очистки сточных вод; порядок заключения концессионных соглашений относительно остальных объектов не меняется. Среди ключевых изменений наиболее важны следующие. Перечень существенных условий концессионного соглашения дополняется следующими условиями: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера; плановые значения показателей деятельности концессионера и перечень мероприятий, направленных на их достижение; суммарная величина расходов на капитальные вложения в течение срока действия концессионного соглашения. При этом объем инвестиций, который обязуется обеспечить концессионер в течение всего срока действия концессионного соглашения, ограничивается суммарной величиной расходов на капитальные вложения.

Уточняются требования к содержанию инвестиционной программы концессионера как организации коммунального комплекса, в том числе к объему его финансовых потребностей в рамках данной программы. Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к решению о заключении концессионного соглашения. Оно должно включать в себя техническое задание на разработку перечня мероприятий, направленных на достижение установленных в условиях конкурса плановых значений деятельности концессионера, и требование о предоставлении в рамках конкурсного предложения данного перечня. Расширяется содержание конкурсной документации, теперь в нее помимо существенных условий концессионного соглашения должны включаться такие условия, как полезный отпуск и цена приобретения энергетических ресурсов в году, предшествующем первому году договора аренды, а также прогнозный полезный отпуск и цены на период действия концессионного соглашения; величина неподконтрольных расходов; метод регулирования тарифов; величина концессионной платы; предельный годовой прирост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности.

Законопроект предлагает не включать в конкурсную документацию требования, предъявляемые к участникам конкурса (в том числе к их квалификации, профессиональным, деловым качествам). Риск допущения к конкурсу недобросовестных субъектов нивелируется дополнительными требованиями для отказа в рассмотрении заявки участника конкурса. Это несоответствие отношения средней суммы оборотных и внеоборотных активов заявителя в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявки, и предполагаемых расходов заявителя минимальному значению, установленному правительством РФ, и превышение изменения необходимой валовой выручки заявителя на каком-либо году действия концессионного соглашения, установленного конкурсной документацией порога. Представляется, что данные ограничения могут создать определенные сложности в отношении участия в концессионных проектах SPV, если они не предоставят поручительства лица, отвечающего установленным требованиям или банковской гарантии.

Устанавливаются новые критерии оценки конкурсных предложений участников конкурса: расходы на капитальные вложения на каждом году действия концессионного соглашения; объем расходов, финансируемых за счет средств концедента; долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, не предусмотренные конкурсной документацией.

В мае 2012 года в закон о концессионных соглашениях были внесены изменения, в результате которых стало возможным изменение по согласованию сторон любых условий концессионного соглашения. С точки зрения защиты конкуренции, целесообразность данных изменений вызывала сомнения специалистов. Законопроект прямо установил, что в отношении объектов тепло-, энерго-, водоснабжения, очистки сточных вод положение о возможности изменения условий по соглашению сторон не действует. Причем касается это всех условий соглашения, а не только тех, которые содержались в решении о заключении концессионного соглашения и конкурсном предложении победителя. Также при проведении конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении рассматриваемых объектов не могут проводиться переговоры с победителем конкурса. Внося в действующий закон о концессионных соглашениях значительное количество "технических" положений и ужесточая существующие процедуры проведения конкурса, законопроект делает более прозрачной процедуру заключения и дальнейшего исполнения соглашений, что должно положительно сказаться на поддержке конкуренции в рассматриваемой сфере. Вместе с тем текущая редакция законопроекта нуждается в ряде изменений юридически-технического характера, для того чтобы предлагаемые изменения не вступали в противоречие со структурой действующих законов.