Консорциум проектов как один из механизмов муниципально-частного партнерства (на примере Программ Фонда «Устойчивое Развитие»)

ЗаголовокКонсорциум проектов как один из механизмов муниципально-частного партнерства (на примере Программ Фонда «Устойчивое Развитие»)
Publication TypeJournal Article
Year of Publication2012
AuthorsФокин, О. С., Никитенко С. М., and Львутина Е. А.
JournalЭлектронный журнал "Местное устойчивое развитие"
Volume6
Date Published12/2012
Abstract

В рамках программ поддержки развития муниципальных образований, выполненных под управлением Фонда «Устойчивое развитие» на территории России с 2002 по 2012 гг., был реализован консорциумный подход к финансированию социально ориентированных проектов. На территории одного муниципального образования выполнялось одновременно несколько разно тематических проектов, выполняемых консорциумом организаций и связанных общей целью, что способствовало повышению их эффективности за счет достижения синергетического эффекта. В ряде случаев в консорциум входили государственные (муниципальные) организации и коммерческие структуры, сотрудничество которых по реализации конкретных проектов осуществлялось в рамках заключенного меморандума. В результате этого удавалось сформировать среду взаимопонимания и сотрудничества между бизнесом и местной властью, которая в дальнейшем способствовала принятию оптимальных решений по развитию муниципального образования через созданные механизмы совместной работы (совместное обсуждение планов и принятие решений по реинвестированию сэкономленных в ходе энергосберегающих проектов средств в социальную сферу и пр.)
Ключевые слова: Муниципально - частное партнерство (МЧП), Устойчивое развитие (УР), Консорциумный подход.

English Abstract

PROJECT CONSORTIUMS AS A MUNICIPAL PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISM ON THE EXAMPLE OF PROGRAMS FULFILLED BY THE FUND FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Annotation
A consortium approach to funding social projects was used in community development support programs managed by the Fund for Sustainable Development in Russia from 2002 through 2012.
As a rule, several projects in different areas united by a common goal are simultaneously implemented in one community by a consortium of organizations. This significantly improves project performance by achieving a strong synergetic effect. Sometimes consortiums include government (municipal) organizations and businesses, whose joint work on concrete projects is based on memorandums of cooperation. This promotes stable interaction between businesses and local government based on understanding and cooperation. Such an approach optimizes decision-making related to community development through collaboration mechanisms (joint discussions of plans, decisions on reinvesting energy savings into social programs, etc.).
Key words: Municipal and private partnership (MPP), Sustainable development (SD), Consortium approach

Full Text

Фокин О.С. 1, Никитенко С.М.2, Львутина Е.А.3
1 Фонд «Устойчивое развитие», исполнительный директор
2 Кафедра мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ д.э.н., профессор; ИНПЦ «Иннотех», директор
3 Фонд «Устойчивое развитие», к.т.н., директор по развитию и связям

В настоящее время большое  внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства как способу  диверсификации экономики в соответствии со стратегическими целями развития государства, способствующему росту качества и уровня жизни населения.
Обзор нормативных документов позволяет сформулировать понятие государственно-частного партнерства.  Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.
Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты), являясь одной из форм развития государственно-частного партнерства, характеризуются обязательным участием местной власти в различных формах (организационное, административное, имущественное), в том числе  вкладом  из бюджетов муниципальных образований. Важно отметить, что  МЧП-проекты способны обеспечить на  перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т.п.
Перед каждым муниципальным образованием стоит задача экономического и социального развития. Одним из способов стимулирования этого развития  является привлечение  инвестиций в реализацию инфраструктурных МЧП-проектов. Муниципальная власть объективно заинтересована в привлечении на свою территорию инвестиций, особенно связанных с развитием инновационного бизнеса. В свою очередь именно на муниципальном уровне может быть обеспечена адресная и эффективная помощь предпринимателям, только начинающим реализацию небольших бизнес проектов, находящихся на начальной стадии развития (start up).
Отсутствие комплексного нормативно-правового документа, способного интегрировать инструменты государственно-частного и муниципально-частного партнерства, значительно усложняет процесс создания и управления проектами подобного плана. Это в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие муниципальных образований. В то же время следует признать, что вопрос о необходимости принятия комплексного законодательного акта о ГЧП и МЧП на федеральном уровне является дискуссионным. (1)
Тем не менее проведенный рядом авторов (2)  анализ российского законодательства в области частно-муниципального партнерства и практический опыт  Фонда «Устойчивое развитие» по реализации   комплексов проектов (3) показали, что даже в рамках действующих законов можно найти немало интересных механизмов согласования интересов муниципального образования и предпринимателей на местном уровне, которые могут быть рекомендованы органам местного самоуправления в качестве инструментов инновационной политики и средств обеспечения устойчивого развития муниципального образования. Эти механизмы можно разделить на две группы: совместные проекты создания инфраструктуры
поддержки инновационного бизнеса и реализация совместных коммерческих проектов.(2)
Сложившиеся экономические и институциональные механизмы частно-муниципального партнерства пока недостаточно эффективны и мало изучены. Именно поэтому так важно обсуждение любого положительного опыта реализации инновационных проектов в регионах в рамках частно-муниципального партнерства.
Примерами такого положительного практического опыта являются комплексы проектов, выполненные в 2005-2006 и 2008-2009 г.г.  на территории ряда муниципальных образований Западной Сибири, реализованные в рамках программы развития муниципальных образований (3). Программа выполнена под управлением Фонда «Устойчивое развитие».
Комплекс проектов «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Кемеровский район» на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий».
Данный комплекс из четырех проектов был реализован в поисках механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в Кемеровской области в муниципальном образовании «Кемеровский район». В его основе лежали научно-технические разработки, созданные и запатентованные учеными из Кузбасского государственного технического университета, Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, Кемеровского технологического института пищевой промышленности и ООО Инновационного научного производственного центра «ИННОТЕХ» (ИНПЦ «ИННОТЕХ»). Критериями отбора проектов были: использование инновационных технологий, высокая экономическая эффективность и ориентация на синергетический эффект за счет взаимодополняемости проектов. Ключевым условием было решение важнейших социальных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные образования Кузбасса: обеспечение населения эффективным теплоснабжением (проект энергосбережения), решение экологических проблем (проекты по обогащению шламов и рекультивации нарушенных земель) и профилактика алиментарных заболеваний населения области (проект производства продуктов лечебно-профилактического назначения).
В результате реализации комплекса проектов кроме прямых эффектов стало возможным создать дополнительные рабочие места за счет стабилизации местного промышленного и сельскохозяйственного производства, были значительно снижены затраты в сфере ЖКХ, заложены экономические и организационные возможности для производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом. После завершения проектов было создано два малых инновационных предприятия, которые получили финансовую поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, был апробирован финансовый механизм аккумулирования и реинвестирования сэкономленных и привлеченных денежных средств для реализации очередных проектов в форме некоммерческого муниципального фонда развития предпринимательства. Результаты демонстрировались на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций, где ИНПЦ «ИННОТЕХ» (руководитель комплекса проектов) и администрация Кемеровского района были награждены золотой медалью салона за реализацию одного из проектов «Механизм сотрудничества «наука-власть-бизнес». Опыт комплекса проектов показал, что совместные усилия власти, бизнеса и науки в рамках частно-муниципального партнерства, направленные на взаимовыгодное сотрудничество, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект.
Несмотря на очевидную привлекательность результатов реализации подобных консорциумов инновационных проектов, согласование интересов руководителей муниципальных образований, бизнеса и представителей местного сообщества в рамках частно-муниципального партнерства не происходит автоматически. Трения возникают по таким вопросам, как исполнение налоговых и финансовых обязательств, контроль за деятельностью партнеров, выбор способов и форм использования местных природных и интеллектуальных ресурсов.
В ходе реализации следующего консорциума проектов  удалось более глубоко исследовать причины, препятствующие частно-муниципальному партнерству. Комплекс проектов «Формирование у жителей  МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации  апробированных проектов» (2008-2009 гг.) был реализован в муниципальном образовании «Тяжинский район» Кемеровской области.
Список тематических проектов, входящих в комплекс:
«Высокотехнологичная бюджетоэффективная малозатратная теплоэнергетика для объектов социально-культурной сферы». В ходе проекта были изготовлены и смонтированы теплогенератор в доме культуры с. Ново-Марьинка, что позволило создать комфортную атмосферу в зимний период; изготовлен и смонтирован паропреобразователь для местного сушильного завода, что позволило снизить себестоимость перерабатываемых ягод и овощной продукции для местного населения. Новая конструкция калориферов и водогрейных котлов позволяет значительно снизить затраты бюджета на отопление объектов соцкультбыта и жилья. Разработка Кузбасского государственного технического университета.
«Обеспечение устойчивого развития  поселений  через организацию рационального лесопользования (Отходы – в доходы)»
Приобретено деревообрабатывающее оборудование для местного предпринимателя «ИП Новиков», которое позволило перерабатывать ранее неиспользуемую не кондиционную древесину в строительные материалы для обеспечения ремонта объектов социально-культурного назначения в МО.  Созданы дополнительные рабочие места, увеличился объём призводимой продукции и отчисления в местный бюджет.
«Организация сбора ягод и производство сиропов в качестве полноценной добавки к питанию». Проект дал возможность обеспечить занятость населения по сбору ягод, их переработку на местном предприятии в качественную продукцию, разработанную специалистами  Кемеровского технологического института пищевой промышленности, а также обеспечить качественное питание для школьников, пенсионеров, жителей региона.
 «Организация производства изделий из кедропласта для оздоровления местного населения». Проект дал возможность организовать сбор отходов переработки кедровой шишки  и производство из них материала «кедропласт». В школьных мастерских, а также в организованном Доме творчества для ветеранов изготовлена сувенирная продукция, которая имеет оздоравливающий эффект. Разработка Кемеровского государственного университета. 
Участники консорциума   от бизнеса:
- Общество с ограниченной ответственностью «Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ»; ООО «Лена»; ООО «Кедропласт»; ООО «Сиб Т»; ИП Новиков; ООО «НПП «Тепло»; ООО «Луч».
Участники консорциума   от муниципального образования:
Муниципальный некоммерческий фонд поддержки предпринимательства
Участники консорциума   от научно-образовательных учреждений:
- Кемеровский государственный университет;
- Кемеровский технологический институт пищевой промышленности;
- Кузбасский государственный технический университет.
Механизм партнерства: На первом этапе участники консорциума подписали Меморандум о взаимопонимании, где выразили согласие совместно реализовывать комплекс проектов, определили координатора. На начальной стадии реализации  комплекса проектов участники создали  простое товарищество в соответствии со ст. 1041 ГК РФ. Членов товарищества  объединил договор о совместной деятельности. Ведение бухгалтерского учета простого товарищества было поручено заявителю – ИНПЦ «ИННОТЕХ» в соответствии с п.2 ст. 1043 ГК РФ. Форма простого товарищества позволяет его участникам вложить в общее дело деньги, имущество, профессиональные знания (в т.ч. ноу-хау), навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (п.1 ст.1042 ГК РФ). Участниками товарищества -  члены организуемого консорциума, а также Фонд поддержки малого предпринимательства МО «Тяжинский район».
Проблемы муниципального образования, решаемые в рамках МЧП-проектов, выполненных консорциумом организаций:
1. Обеспечение, дополнительно к бюджетным, финансовых источников для социально-экономического развития поселений МО.
2. Значительное снижение эксплуатационных расходов в системе ЖКХ.
3. Получение дополнительных финансовых средств для обеспечения «старта»  малых проектов, обеспечивающих  социально-экономическое развитие поселений.
4. Повышение культуры рационального природопользования.
5. Активизация роли молодежи в обеспечении развития МО через создание условий для развития малого предпринимательства.
6. Обеспечение занятости местного населения.
Что получил бизнес от участия в консорциуме:
Бизнес в рамках ЧМП получил возможность развития и освоения новых видов предпринимательства:
1. Развитие инфраструктуры туризма (создание археодромов древних жилых построек народов Сибири).
2. Розлив обогащенной местной артезианской «серебряной» воды.
3. Создание цеха переработки калины и рябины в сиропы.
4. Создание производства пихтового масла.
5. Создание мини-цеха производства сувенирной продукции.
6. Добыча сапропеля из озера.
Синергетический эффект комплекса проектов: Сокращение расходной части бюджета на энергообеспечение за счет рационального использования местных энергоресурсов позволит аккумулировать реальные денежные средства и реинвестировать их в энергосберегающие технологии. 
Комплекс проектов позволит заложить реальные механизмы, которые обеспечат финансово- экономическую самодостаточность муниципального образования: формирование малых (инновационных) предприятий на основе научно-технических разработок вузов; формирование межмуниципальных инфраструктурных проектов в форме МЧП; развитие местного предпринимательства через специально созданный фонд  поддержки.
Сэкономленные денежные средства направлены в некоммерческую организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Тяжинского», который был зарегистрирован в ИМНС РФ в ходе реализации проекта. В Фонд направляются бюджетные денежные средства МО по статье «Поддержка предпринимательства». Консолидированный бюджет Фонда ориентирован на программу микрокредитования.
Основываясь на изложенном, можно сделать следующие выводы и предложения для развития МЧП-проектов в России: 

  1. Консорциумный подход, реализованный в рамках программ ФУР, может являться конкретным апробированным механизмом муниципально-частного партнерства, который может быть рекомендован для тиражирования,
  2. Необходимо дальнейшее формирование общей институциональной среды развития МЧП, включающей широкую информационную работу, совершенствование законодательной базы, создание единой концепции развития ГЧП и МЧП,
  3. Помимо развития теоретической базы МЧП очень важна практическая составляющая, которая предполагает  реализацию сети пилотных успешных МЧП-проектов (лучшие практики) с дальнейшей адаптацией и распространением опыта на другие территории России.