Full Text |
Фокин О.С. 1, Никитенко С.М.2, Львутина Е.А.3
1 Фонд «Устойчивое развитие», исполнительный директор
2 Кафедра мировой экономики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ д.э.н., профессор; ИНПЦ «Иннотех», директор
3 Фонд «Устойчивое развитие», к.т.н., директор по развитию и связям
В настоящее время большое внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства как способу диверсификации экономики в соответствии со стратегическими целями развития государства, способствующему росту качества и уровня жизни населения.
Обзор нормативных документов позволяет сформулировать понятие государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.
Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты), являясь одной из форм развития государственно-частного партнерства, характеризуются обязательным участием местной власти в различных формах (организационное, административное, имущественное), в том числе вкладом из бюджетов муниципальных образований. Важно отметить, что МЧП-проекты способны обеспечить на перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т.п.
Перед каждым муниципальным образованием стоит задача экономического и социального развития. Одним из способов стимулирования этого развития является привлечение инвестиций в реализацию инфраструктурных МЧП-проектов. Муниципальная власть объективно заинтересована в привлечении на свою территорию инвестиций, особенно связанных с развитием инновационного бизнеса. В свою очередь именно на муниципальном уровне может быть обеспечена адресная и эффективная помощь предпринимателям, только начинающим реализацию небольших бизнес проектов, находящихся на начальной стадии развития (start up).
Отсутствие комплексного нормативно-правового документа, способного интегрировать инструменты государственно-частного и муниципально-частного партнерства, значительно усложняет процесс создания и управления проектами подобного плана. Это в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие муниципальных образований. В то же время следует признать, что вопрос о необходимости принятия комплексного законодательного акта о ГЧП и МЧП на федеральном уровне является дискуссионным. (1)
Тем не менее проведенный рядом авторов (2) анализ российского законодательства в области частно-муниципального партнерства и практический опыт Фонда «Устойчивое развитие» по реализации комплексов проектов (3) показали, что даже в рамках действующих законов можно найти немало интересных механизмов согласования интересов муниципального образования и предпринимателей на местном уровне, которые могут быть рекомендованы органам местного самоуправления в качестве инструментов инновационной политики и средств обеспечения устойчивого развития муниципального образования. Эти механизмы можно разделить на две группы: совместные проекты создания инфраструктуры
поддержки инновационного бизнеса и реализация совместных коммерческих проектов.(2)
Сложившиеся экономические и институциональные механизмы частно-муниципального партнерства пока недостаточно эффективны и мало изучены. Именно поэтому так важно обсуждение любого положительного опыта реализации инновационных проектов в регионах в рамках частно-муниципального партнерства.
Примерами такого положительного практического опыта являются комплексы проектов, выполненные в 2005-2006 и 2008-2009 г.г. на территории ряда муниципальных образований Западной Сибири, реализованные в рамках программы развития муниципальных образований (3). Программа выполнена под управлением Фонда «Устойчивое развитие».
Комплекс проектов «Обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Кемеровский район» на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих технологий».
Данный комплекс из четырех проектов был реализован в поисках механизма, обеспечивающего практическое взаимодействие бизнеса, науки и органов власти в Кемеровской области в муниципальном образовании «Кемеровский район». В его основе лежали научно-технические разработки, созданные и запатентованные учеными из Кузбасского государственного технического университета, Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, Кемеровского технологического института пищевой промышленности и ООО Инновационного научного производственного центра «ИННОТЕХ» (ИНПЦ «ИННОТЕХ»). Критериями отбора проектов были: использование инновационных технологий, высокая экономическая эффективность и ориентация на синергетический эффект за счет взаимодополняемости проектов. Ключевым условием было решение важнейших социальных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные образования Кузбасса: обеспечение населения эффективным теплоснабжением (проект энергосбережения), решение экологических проблем (проекты по обогащению шламов и рекультивации нарушенных земель) и профилактика алиментарных заболеваний населения области (проект производства продуктов лечебно-профилактического назначения).
В результате реализации комплекса проектов кроме прямых эффектов стало возможным создать дополнительные рабочие места за счет стабилизации местного промышленного и сельскохозяйственного производства, были значительно снижены затраты в сфере ЖКХ, заложены экономические и организационные возможности для производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом. После завершения проектов было создано два малых инновационных предприятия, которые получили финансовую поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, был апробирован финансовый механизм аккумулирования и реинвестирования сэкономленных и привлеченных денежных средств для реализации очередных проектов в форме некоммерческого муниципального фонда развития предпринимательства. Результаты демонстрировались на VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций, где ИНПЦ «ИННОТЕХ» (руководитель комплекса проектов) и администрация Кемеровского района были награждены золотой медалью салона за реализацию одного из проектов «Механизм сотрудничества «наука-власть-бизнес». Опыт комплекса проектов показал, что совместные усилия власти, бизнеса и науки в рамках частно-муниципального партнерства, направленные на взаимовыгодное сотрудничество, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект.
Несмотря на очевидную привлекательность результатов реализации подобных консорциумов инновационных проектов, согласование интересов руководителей муниципальных образований, бизнеса и представителей местного сообщества в рамках частно-муниципального партнерства не происходит автоматически. Трения возникают по таким вопросам, как исполнение налоговых и финансовых обязательств, контроль за деятельностью партнеров, выбор способов и форм использования местных природных и интеллектуальных ресурсов.
В ходе реализации следующего консорциума проектов удалось более глубоко исследовать причины, препятствующие частно-муниципальному партнерству. Комплекс проектов «Формирование у жителей МО мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов» (2008-2009 гг.) был реализован в муниципальном образовании «Тяжинский район» Кемеровской области.
Список тематических проектов, входящих в комплекс:
«Высокотехнологичная бюджетоэффективная малозатратная теплоэнергетика для объектов социально-культурной сферы». В ходе проекта были изготовлены и смонтированы теплогенератор в доме культуры с. Ново-Марьинка, что позволило создать комфортную атмосферу в зимний период; изготовлен и смонтирован паропреобразователь для местного сушильного завода, что позволило снизить себестоимость перерабатываемых ягод и овощной продукции для местного населения. Новая конструкция калориферов и водогрейных котлов позволяет значительно снизить затраты бюджета на отопление объектов соцкультбыта и жилья. Разработка Кузбасского государственного технического университета.
«Обеспечение устойчивого развития поселений через организацию рационального лесопользования (Отходы – в доходы)»
Приобретено деревообрабатывающее оборудование для местного предпринимателя «ИП Новиков», которое позволило перерабатывать ранее неиспользуемую не кондиционную древесину в строительные материалы для обеспечения ремонта объектов социально-культурного назначения в МО. Созданы дополнительные рабочие места, увеличился объём призводимой продукции и отчисления в местный бюджет.
«Организация сбора ягод и производство сиропов в качестве полноценной добавки к питанию». Проект дал возможность обеспечить занятость населения по сбору ягод, их переработку на местном предприятии в качественную продукцию, разработанную специалистами Кемеровского технологического института пищевой промышленности, а также обеспечить качественное питание для школьников, пенсионеров, жителей региона.
«Организация производства изделий из кедропласта для оздоровления местного населения». Проект дал возможность организовать сбор отходов переработки кедровой шишки и производство из них материала «кедропласт». В школьных мастерских, а также в организованном Доме творчества для ветеранов изготовлена сувенирная продукция, которая имеет оздоравливающий эффект. Разработка Кемеровского государственного университета.
Участники консорциума от бизнеса:
- Общество с ограниченной ответственностью «Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ»; ООО «Лена»; ООО «Кедропласт»; ООО «Сиб Т»; ИП Новиков; ООО «НПП «Тепло»; ООО «Луч».
Участники консорциума от муниципального образования:
Муниципальный некоммерческий фонд поддержки предпринимательства
Участники консорциума от научно-образовательных учреждений:
- Кемеровский государственный университет;
- Кемеровский технологический институт пищевой промышленности;
- Кузбасский государственный технический университет.
Механизм партнерства: На первом этапе участники консорциума подписали Меморандум о взаимопонимании, где выразили согласие совместно реализовывать комплекс проектов, определили координатора. На начальной стадии реализации комплекса проектов участники создали простое товарищество в соответствии со ст. 1041 ГК РФ. Членов товарищества объединил договор о совместной деятельности. Ведение бухгалтерского учета простого товарищества было поручено заявителю – ИНПЦ «ИННОТЕХ» в соответствии с п.2 ст. 1043 ГК РФ. Форма простого товарищества позволяет его участникам вложить в общее дело деньги, имущество, профессиональные знания (в т.ч. ноу-хау), навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи (п.1 ст.1042 ГК РФ). Участниками товарищества - члены организуемого консорциума, а также Фонд поддержки малого предпринимательства МО «Тяжинский район».
Проблемы муниципального образования, решаемые в рамках МЧП-проектов, выполненных консорциумом организаций:
1. Обеспечение, дополнительно к бюджетным, финансовых источников для социально-экономического развития поселений МО.
2. Значительное снижение эксплуатационных расходов в системе ЖКХ.
3. Получение дополнительных финансовых средств для обеспечения «старта» малых проектов, обеспечивающих социально-экономическое развитие поселений.
4. Повышение культуры рационального природопользования.
5. Активизация роли молодежи в обеспечении развития МО через создание условий для развития малого предпринимательства.
6. Обеспечение занятости местного населения.
Что получил бизнес от участия в консорциуме:
Бизнес в рамках ЧМП получил возможность развития и освоения новых видов предпринимательства:
1. Развитие инфраструктуры туризма (создание археодромов древних жилых построек народов Сибири).
2. Розлив обогащенной местной артезианской «серебряной» воды.
3. Создание цеха переработки калины и рябины в сиропы.
4. Создание производства пихтового масла.
5. Создание мини-цеха производства сувенирной продукции.
6. Добыча сапропеля из озера.
Синергетический эффект комплекса проектов: Сокращение расходной части бюджета на энергообеспечение за счет рационального использования местных энергоресурсов позволит аккумулировать реальные денежные средства и реинвестировать их в энергосберегающие технологии.
Комплекс проектов позволит заложить реальные механизмы, которые обеспечат финансово- экономическую самодостаточность муниципального образования: формирование малых (инновационных) предприятий на основе научно-технических разработок вузов; формирование межмуниципальных инфраструктурных проектов в форме МЧП; развитие местного предпринимательства через специально созданный фонд поддержки.
Сэкономленные денежные средства направлены в некоммерческую организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Тяжинского», который был зарегистрирован в ИМНС РФ в ходе реализации проекта. В Фонд направляются бюджетные денежные средства МО по статье «Поддержка предпринимательства». Консолидированный бюджет Фонда ориентирован на программу микрокредитования.
Основываясь на изложенном, можно сделать следующие выводы и предложения для развития МЧП-проектов в России:
- Консорциумный подход, реализованный в рамках программ ФУР, может являться конкретным апробированным механизмом муниципально-частного партнерства, который может быть рекомендован для тиражирования,
- Необходимо дальнейшее формирование общей институциональной среды развития МЧП, включающей широкую информационную работу, совершенствование законодательной базы, создание единой концепции развития ГЧП и МЧП,
- Помимо развития теоретической базы МЧП очень важна практическая составляющая, которая предполагает реализацию сети пилотных успешных МЧП-проектов (лучшие практики) с дальнейшей адаптацией и распространением опыта на другие территории России.
|