Концептуальные подходы к функционирования ГЧП в условиях кризиса и после его завершения

Зельднер А.Г. Институт экономики РАН, г.Москва, Источник: www.econorus.org/consp/files/ejrj.doc

Функционирование смешанной экономической системы на базе государственно-частного партнерства – преобладающий тип экономической организации развитых стран мира. Такое направление развития в течение достаточно долгого периода обеспечило формирование социально-рыночной модели развития смешанной экономики на базе ГЧП, в которой большая часть добавленной стоимости остается представителям наемного труда.

Если оценивать возможности ГЧП с позиции опыта развитых стран, то следует констатировать, что формирование партнерства, планомерно осуществляемое ими, обеспечило развитие производственной и социальной инфраструктуры, что в свою очередь способствовало притоку частных инвестиций, развитию инновационных технологий и постоянную модернизацию производства. На таком фоне создавались условия для роста конкуренции, что способствовало установлению приемлемого, с позиции населения, уровня розничных цен и улучшения качества продукции. Массовое развитие различных форм ГЧП обеспечило снижение бюджетных затрат за счет привлечения для реализации крупных инфраструктурных проектов частного капитала. С развитием различных форм ГЧП повышается эффективность использования форм собственности, увеличиваются налоговые поступления в муниципальные, региональные и федеральный бюджет. Ну а главное следствие массового развития ГЧП – рост занятости населения, уровня жизни и относительная социальная стабильность. Все это и позволяет позиционировать ГЧП как важнейшую форму реализации модели смешанной экономики на современном этапе развития России.

Становление модели смешанной экономики на базе ГЧП требует, как показывает опыт развитых стран, не только участия государственного сектора, крупного, среднего и мелкого бизнеса, но и по существу и в обязательном порядке третьей силы – институтов гражданского общества, участвующих при разработке крупных проектов ГЧП и отстаивающих гражданские ценности. Переход к модели смешанной экономики, основанной на массовой интеграции в рамках различных модификаций ГЧП, на базе отработанной правовой, финансово-организационной и страховой систем – один из реальных вариантов выхода из кризиса. Модификация различных форм ГЧП связана со спецификой, менталитетом, региональными возможностями и особенностями, конъюнктурой и т.п., то есть со всем тем, что создает социально-экономический базис и надстройку смешанного общества, обеспечивая воспроизводственный процесс, национальную безопасность и социальную устойчивость. Таким образом, четко проявляется взаимосвязь между влиянием ГЧП на формирование механизма функционирования смешанного общества и смешанного общества, как базиса становления ГЧП.

Социально-экономическую основу смешанного общества создает разнообразие и взаимодействие различных форм хозяйствования. И  важнейшим способом такого взаимодействия вступает ГЧП с ее разнообразными возможностями. Все это и позволяет определить ГЧП как одно из направлений становления общественных систем смешанного типа. Такое партнерство государства и частного бизнеса за счет использования разнообразных форм, учитывающих конкретную специфику, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей использования как государственной, так и частной собственности. По сути, ГЧП выступает альтернативой приватизации (как единственного эффективного пути использования собственности), и в этом может проявиться главное препятствие для широкого развития этой формы хозяйствования.

Основной функцией частно-государственного партнерства выступает участие партнеров в интеграционной схеме по созданию цепочки добавленных стоимостей, обеспечивающих высоки конечный результат. При таком подходе у частного бизнеса возникает интерес вкладывать инвестиции и получать гарантированную прибыль. При этом частный сектор заинтересован в привлечении в совместные проекты современных технологий, ноу-хау, эффективного менеджмента. Государство же получает дополнительное финансирование совместных проектов и решает не только инфраструктурные проблемы, но и проблемы социальной устойчивости. Партнерские отношения реализуются за счет перераспределения правомочий собственности, (но, как правило, без смены собственников), фиксирующегося посредством контрактов, балансирующих интересы властей, бизнеса и населения.

Становление и развитие ГЧП требует разработки соответствующей концепции, включающей привлечение инвестиций для достижения цели, институты и механизмы их эффективного использования, правовые основы функционирования. Методология концепции должна базироваться на системном развитии многообразных форм и моделей ГЧП, что позволят максимально вовлечь в партнерство малый, средний и крупный бизнес. При этом важное значение приобретает принцип  многовариантности, предполагающий выбор оптимальной модели из нескольких альтернативных и принцип устойчивости.  Поддержание устойчивости требует соответствующей комбинации институтов и механизмов, способных поддержать систему в относительно равновесном состоянии. В условиях ограниченности ресурсов для достижения эффективности системы необходимо для каждого данного этапа развития рациональное соотношение государственного регулирования и рыночного механизма, что в итоге обеспечит синергетический эффект.

Развитие государственно-частного партнерства в России возможно за счет возрастающей роли государства, консолидации финансовых источников государства и частного бизнеса. Но привлечение частного капитала к формированию ГЧП требует и отработки системы стимулирования, привлечения  частных инвестиций за счет налоговых. кредитных и таможенных преференций, страхования рисков и др. В России на этапе широкого развития различных форм ГЧП целесообразно создание целевого фонда поддержки ГЧП. Этот фонд за счет государственной гарантии частичного финансирования крупных инфраструктурных объектов привлекает частный капитал для участия в проектах и гарантирует паритетную ответственность государства и бизнеса при форс-мажорных обстоятельствах, а также компенсацию затрат и возможность получения определенной маржи. Фонд поддержки ГЧП с целью получения дополнительного финансирования проводит выпуск и размещение среди физических и юридических лиц облигаций ГЧП.

Важнейшим стимулом для широкого развития ГЧП и привлечения частного капитала выступает государственный заказ, который не только обеспечивает гарантированное финансирование, но и, что не менее важно, устойчивый спрос на произведенную по госконтракту продукцию. Обеспечение различных форм ГЧП госзаказами окажет стимулирующее воздействие на активизацию частного капитала для участия в партнерских проектах.

Наряду со стимулированием привлеченных частных инвесторов к партнерским проектам существенную роль может сыграть и предсказуемое ценообразование. Все развитые страны в различной мере реально контролируют цены. В США, Италии, Китае регулируется верхний предел цен на электроэнергию, в Англии – на газ, воду, телекоммуникации, железнодорожные тарифы и т.д. Как следствие из всех развитых стран мира только Россия имеет высокую инфляцию, остальные «чисто капиталистические страны» функционируют в условиях кризиса с очень низкой инфляцией, что позволяет поддерживать спрос и раскручивать воспроизводственные процессы. Это означает, что государство должно активизировать свою роль в области регулирования цен и тарифов. России необходимо принять закон о ценах и тарифах, в котором должны быть предусмотрены суровые санкции за монопольный сговор в сфере ценообразования (уголовная ответственность и конфискация имущества). Одновременно необходима и система льгот, особенно для ГЧП, для которых следует ввести на весь этап строительства инфраструктурных объектов и, как минимум, на первые три года функционирования уровень цен и тарифов на сырье, материалы, электричество и топливо на уровне оптовых цен плюс небольшая маржа. Это активирует привлечение частного бизнеса к развитию ГЧП в России.

Если российская модель смешанной экономики будет опираться на государственно-частное партнерство, а альтернативы на период выхода из кризиса и на посткризисный период пока не просматривается, то необходимо создать соответствующую систему управления – типа министерства, координирующую с учетом генеральной схемы развития и размещения производительных сил, все крупные проекты на федеральном уровне и согласующую их с регионами.

Генеральная схема позволит обеспечить системное развитие производственного потенциала страны, ее инфраструктуры на базе государственно-частного партнерства. Именно с учетом общественных интересов определяется, в каких регионах целесообразнее размещать строительство крупных производств, привлекать крупные инвестиции. Это не удел регионов и олигархов, а стратегия государства. Переход на развитие регионов России в соответствии с генеральной схемой на базе ГЧП станет основой стратегического планирования и снижения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.

В серьезной проработке нуждается проблема снижения рисков при осуществлении долгосрочных проектов ГЧП. Риски также связаны с ежегодно меняющимися тарифами, ценами, таможенными пошлинами, инфляцией, экономической обстановкой и другими факторами. Серьезные риски возникают и в проектах, связанных с региональными и муниципальными бюджетами. В условиях дотационности большинства бюджетов регионов и ухудшения социальной обстановки из-за кризиса средства этих бюджетов, используемых в ГЧП, могут быть переброшены на покрытие текущих расходов без соответствующей компенсации бизнес-партнерам. Страхование рисков при запуске модели ГЧП должно охватывать не только сферу взаимоотношений партнеров, но и снижение прямых рисков новых продуктов при выходе на рынок с учетом возможных на начальном этапе высоких затрат. И здесь необходима подстраховка государства в создании льготных условий для снижения затрат и в продвижении новых продуктов на рынок и, конечно же внимательное, творческое изучение зарубежного опыта .

Кто в состоянии контролировать риски? Необходимо использовать опыт, имеющийся на Западе, когда привлекается независимая фирма, которая проводит мониторинг, осуществляет контроль и оценивает риски на каждом этапе реализации проекта. Эта фирма может заморозить оплату при  невыполнении конкретных заданий. Кроме того, такая фирма оценивает все риски жизненного цикла проект, показывает, достигаются ли показатели не только бюджетного, но и социально-экономического плана, регулируется ли этот процесс. Такая служба должна иметь правовую базу, по сути, закон о ГЧП. Слабая нормативно-правовая база - серьезное препятствие на пути реализации  возможной ГЧП. До сих пор законодательно не определено само понятие ГЧП, в полно мере отсутствует правовое регулирование организационно-экономических отношений в сфере функционирования государственно-частного партнерства. Это означает, что малому и среднему бизнесу будет сложно конкурировать за госзаказ, например, с госкорпорациями. В итоге  в госструктуры уйдет  большая часть объема государственного заказа. Возникает объективная необходимость   в   независимом институте контроля за размещением и реализацией государственных заказов, с тем, чтобы обеспечить условия для развития ГЧП. Но у среднего и малого бизнеса, работающего с госструктурами, отсутствует правовая база для контроля за их деятельностью. Одновременно отсутствует и независимый внешний контроль. Это снижает интерес частных инвесторов к взаимодействию с госструктурами. В независимом контроле должны быть заинтересованы все госструктуры, так как это обеспечит доверие внутренних и внешних инвесторов. Видимо, при этих условиях бюджетные источники  станут реальным катализатором для привлечения частных и иностранных инвестиций.

Унификация правовой системы функционирования ГЧП во многом определяет эффективность их реализации. Это хорошо видно на примере Федеральных целевых программ, которые распределяют большую часть бюджетных инвестиций, однако при  низком уровне использования этих средств. Анализ процесса реализации заданий ФЦП за ряд лет показал наличие серьезных проблем, связанных не только с недофинансированием программ, но и с отсутствием возможности контроля за их реализацией. По имеющимся данным более 40% бюджетных средств, использованных в целевых программах, ощутимых результатов не дают. Связно это  со слабым контролем системы финансирования программ. Несмотря на существенные бюджетные вложения через программы, отсутствуют единые правила отбора, формирования и финансирования проектов. Бюджетный кодекс содержит положения, регулирующие распределение средств, однако, он не регламентирует процедуру формирования целевых программ в регионах.

При заключении ФЦП для частного инвестора сохраняются повышенные риски, связанные в том числе и с тем, в какой мере государство реально осуществит бюджетные инвестиции, планируемые для ФЦП. Более того, постановлением российского Правительства ФЦП может быть в любой момент изменена. Статистика говорит о том, что уровень исполнения государственной части федеральных целевых программ составляет не более 40%. Это значит, что больше половины зарезервированных государством бюджетных инвестиций не выделяются. Кроме того, отсутствует закон о ФЦП, не утверждены стандарты их финансирования, отсутствует регламентация процесса управления ими, методика расчета эффективности, не подписывается партнерами соглашение, минимизирующее риски. В результате ФЦП становятся недостаточно привлекательными для частного инвестора.

ГЧП рассчитано на массовое участие всех слоев бизнеса, и это становится возможным при повышении организационной роли властей всех уровней и при соответствующих правилах игры, осуществляемых государством на выходе. А он, как правило, связан с тем, чтобы реализованный проект функционировал весь срок контракта. Так государство, создавая инфраструктуру и привлекая, например, в особые экономические зоны частный бизнес заинтересовано в том, чтобы бизнес поддерживал инфраструктуру в рабочем состоянии. И здесь при реализации проектов велика роль долгосрочных региональных целевых программ, которые не зависят от ежегодной корректировки местного бюджета, а замыкаются на длинные кредиты Внешэкономбанка, который заинтересован в финансировании инфраструктурных проектов государственного масштаба. И здесь проявляется еще один положительный момент: при финансировании проектов через Внешэкономбанк резко сокращается возможность хищения денег – повышается бюджетная дисциплина.

Если проанализировать пути развития ведущих индустриальных стран мир, то почти все они прибегали к использованию ГЧП в отраслях или программах, обеспечивающих мультипликативный эффект. Такие мультипликаторы охватывали: инновационные технологии, инфраструктуру, сельское хозяйство, нефтехимию, жилищное строительство и др. Причем вне зависимости от уровня развития рыночных отношений в стране и форм собственности на первоначальном этапе роль катализатора в запуске мультипликативных программ выполняло государство, обеспечивая гарантии, инвестиции, страхование, широко развивая ГЧП.

Эффективность использования различных моделей ГЧП, направленных на развитие инновационного процесса, должна координироваться на всех стадиях развития. Речь идет о поддержке проектов на ранних рискованных стадиях, создании развитой инфраструктуры поддержки инновационных проектов на стадии опытного образца и предкоммерческой разработке на стадии тиражирования нового образца и  его рекламного продвижения, а также обеспечении поддержки при экспорте новых изделий. Таким образом, успешное прохождение инновационного проекта должно быть системным, обеспечивая продвижение на всех стадиях его создания и реализации. Неудачи многих российских проектов и объясняются отсутствием системной поддержки, не позволяющей закрыть те провалы, которые возникают на всех инновационных стадиях развития.

В условиях системного кризиса в каждой стране имеется своя специфика. В России кризис протекает на фоне не переизбытка, а недостатка собственного жилья (не говоря уже о качественном), социальной и непроизводственной инфраструктуры, инновационных разработок и ресурсосберегающих технологий. Вот на этих приоритетных мультипликативных направлениях и целесообразно строить на базе ГЧП российскую модель смешанной экономики.